С картинкой режиссер и его команда работать умеют, а вот напугать не могут. Кадр из фильма
Главный современный российский хоррор-мейкер Святослав Подгаевский, автор фильмов «Пиковая дама: Черный обряд» и «Невеста», в этот раз снова использует материал вроде бы исконно русский. То ли сказка, то ли городская легенда, а на самом деле модифицированный миф о недобрых сиренах-русалках, своей красотой и голосом заманивающих непутевых юношей на дно морское.
Происходит все, правда, не в Древней Греции, а в современной России. Двое молодых людей – парень-пловец и его невеста (Виктория Агалакова, которая в этой же ипостаси уже снималась в «Невесте») готовятся к свадьбе. Вот и первый подарок подоспел: папа жениха, который много лет после таинственной гибели жены живет отшельником и не видится с детьми, присылает сыну ключи от заброшенной дачи – чем не место для мальчишника? И пока друзья готовятся жарить шашлыки и смотреть стриптиз, главный герой (вот зануда!) отправляется к местному озеру, на ночное купание. Вынырнув, встречает на пристани девушку в исподнем и, словно очарованный, целует ее и едва не признается в любви. После чего начинает чахнуть на глазах и видеть ту самую незнакомку повсюду. И кому, как не обеспокоенной невесте, придется его спасать, раскапывая трагическое прошлое своей будущей семьи.
От всех известных историй про русалок, будь то античная легенда, гоголевская повесть или диснеевский мультик, тут остались рожки да ножки – даже на рыбий хвост не наберется. Впрочем, такой прием – этакое перепридумывание сказок – Подгаевский использует в каждом фильме, выдавая сюжет за «основанный на древнем предании». Так, в самом начале «Русалки», в своего рода прологе, детский голосок зловеще расскажет – будто бы то самое старинное поверье – все, чего зрителю стоит ожидать в ближайшие полтора часа. И как бы многообещающе это ни звучало, пугаться вряд ли придется. Слишком уж выхолощенной получилась «Русалка» и с точки зрения изображения, и по своей структуре и композиции, и даже в выборе актеров. Неизвестные лица – большой плюс, но когда некоторые из этих лиц так похожи друг на друга, что не запоминаются даже на время действия фильма, стоит бить тревогу. Декорации и локации, будто перекочевавшие из той же «Невесты» и еще миллиона хорроров, подсвечены, подкрашены и дорисованы очень профессионально, но вместе с тем лишены жизни. И речь не о реалистичности истории, а о создании необходимой для любого ужастика гнетущей и тревожной атмосферы – и тут одним фонарем у озера и десятком свечей у зеркала не отделаешься.
Те же претензии можно предъявить и сюжету. Отсутствие в нем оригинальности (а местами и простейшей логики) – пустяк по сравнению с недостатком простейшего саспенса. Не просто нечему пугаться, кроме выпрыгивающей на камеру зубастой утопленницы, а и заскучать недолго, несмотря на щадящий хронометраж. Попытка формально, внешне приблизить фильм к лучшим зарубежным образцам жанра в данном случае бесспорно вышла успешной – и мрачно, и атмосферно, про древнее зло и сильную женщину, которая и в горящую избу войдет, и коня на скаку остановит, и мужчину у русалки отобьет.
Но на более тонком уровне восприятия все эти приемы, конечно, не действуют. «Русалка» – тот самый случай, когда уже существующие перечисленные выше и куда более сложные и эффектные сюжеты – от античных до мультяшных – смотрелись бы выигрышнее, особенно с учетом того факта, что с картинкой Подгаевский и его команда работать умеют. Не надо изобретать велосипед, а всего-то напугать посильнее и закрутить интригу побольше, – тут-то она как из детского стишка-страшилки: «Девочка ночью купаться пошла, в среду нырнула, в субботу всплыла».
комментарии(0)