Фото РИА Новости
Режиссер, постановщик более двух десятков художественных фильмов, среди которых «Десять негритят», «Место встречи изменить нельзя», «Ворошиловский стрелок», «Благословите женщину», скончался на 83-м году жизни. Известность Станиславу Говорухину принесли и сценарии, написанные им не только для своих картин, но и для таких знаковых работ, как «Пираты XX века» Бориса Дурова, «Подмосковные вечера» Валерия Тодоровского, «Черная вуаль» и «Русский бунт» Александра Прошкина.
Геолог по первому образованию, Станислав Говорухин работу по профессии с самого начала совмещал с творческой деятельностью: сперва трудился в качестве ассистента и редактора на Казанской студии телевидения, а в конце 60-х окончил режиссерский факультет ВГИКа. Почти 20 лет работал на Одесской киностудии, после – на «Мосфильме». Дебютной режиссерской и сценарной работой Говорухина стала короткометражка «Аптекарша» по рассказу Чехова.
Свой первый полнометражный фильм режиссер снял в 1967 году – «Вертикаль» в каком-то, пусть и не формальном смысле стала полноценным дебютом не только для Говорухина, но и для сыгравшего в фильме Владимира Высоцкого: именно эта главная роль принесла исполнителю по-настоящему народную известность. В своей первой работе Говорухин опирался на личный опыт – юношеское увлечение альпинизмом. Однако настоящей удачей можно считать то, как умело ему удалось вплести в канву повествования песни Высоцкого, сделать их одним из ключевых элементов киноязыка фильма, раскрыв сразу несколько граней таланта исполнителя главной роли.
Во второй раз Говорухин и Высоцкий встретились на съемочной площадке через 10 с лишним лет, оба в статусе признанных и безоговорочных мастеров. Результатом работы стала многосерийная картина «Место встречи изменить нельзя», едва ли не главная в кинокарьере обоих и одна из последних в жизни Высоцкого. Говорухин по-настоящему открыл его кинематографу и проводил в последний путь – двумя выдающимися ролями. Впрочем, и другие режиссерские заслуги в работе над этой лентой нельзя умалять: редко к какому фильму можно заслуженно применить эпитет «культовый».
Интересовал Говорухина всю дорогу и приключенческий жанр, в его фильмографии важное место занимают такие экранизации, как «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «В поисках капитана Гранта», конечно, «Десять негритят» – ставшая классикой лента по мотивам произведения Агаты Кристи, главные роли в которой исполнили Владимир Зельдин, Татьяна Друбич, Александр Кайдановский, Алексей Жарков и Людмила Максакова.
В 1999 году на экраны вышел «Ворошиловский стрелок» с Михаилом Ульяновым в роли потерявшего веру в справедливый суд над обидчиками внучки, отчаявшегося, жаждущего не мести, а отмщения деда, – настоящая ода справедливости. Спустя четыре года после этой «мужской», суровой новой русской драмы в прокат вышла картина «Благословите женщину», с которой Говорухин, кажется, вернулся немного назад во времени. Не только формально, переместив время действия в середину XX века, но и стилистически, сняв фильм в старомодном духе советской героической мелодрамы. По крайней мере именно в этой работе он открыл российскому кино актрису, тогда дебютантку, Светлану Ходченкову – пусть сегодня в ней трудно узнать ту девушку, выходящую из пены морской на постере фильма.
Двумя последними режиссерскими работами Станислава Говорухина стали черно-белый нуарный «Weekend» (2013) и снятый по мотивам произведений Довлатова «Конец прекрасной эпохи» (2015) – оба фильма в разные годы открывали фестиваль «Кинотавр». Недовольный реакцией публики – над первым смеялись, второй лучше бы смотрелся на телеэкране, чем в кинозале – режиссер все чаще говорил, что не знает своей публики и снимает лишь для узкого круга ценителей. Тех зрителей, которые, наверное, остались в навсегда ушедшей (а была ли она вообще?) прекрасной эпохе.
«НГ»
комментарии(0)