Главные роли в «Неаполе под пеленой» сыграли Джованна Меццоджорно и Алессандро Борги. Кадр из фильма
Нарушая своего рода негласную традицию – фестивали, как правило, открываются громкой международной премьерой или показом голливудского блокбастера, – 40-й Московский международный кинофестиваль (ММКФ) первым показывает конкурсный фильм – итальянскую ленту «Неаполь под пеленой».
Режиссер Ферзан Озпетек в конкурсе ММКФ участвует не впервые – в 2012 году его картина «Присутствие великолепия» получила здесь приз зрительских симпатий.
На странном полуэротическом перформансе в доме своей тети Адриана знакомится с молодым человеком по имени Андреа – он весьма настойчиво проявляет свою симпатию, и в итоге они проводят ночь вместе. Наутро расстаются, договорившись о вечернем свидании, впрочем, до него герой не доживает. Адриана же, испытывая отчего-то крайне нездоровую привязанность к этому почти незнакомцу, пытается всеми силами узнать, что случилось, – и невольно распутывает клубок событий, которые на первый взгляд кажутся мистическими, а на деле оказываются частью ее прошлого и истории ее не совсем традиционной семьи.
Самое прекрасное в фильме Озпетека – вынесенный в название город Неаполь, сам по себе место весьма зловещее, с узкими темными улочками, испещренными граффити стенами, множеством закоулков и укромных мест. Режиссер, впрочем, не сильно «углубляется», разворачивая все действие в пределах центральной площади и окрестностей, тем более что основные события происходят в закрытых пространствах – не менее, однако, впечатляющих. От музейных залов до многочисленных комнат старинной квартиры и вовсе не идентифицируемых подпольных помещений, где творятся темные, преступно-оккультные дела.
История подо всей этой «пеленой» таинственности скрывается довольно банальная, хотя режиссер упорно запутывает зрителя, предлагая ему поверить в то, что он смотрит едва ли не очередной шедевр Франсуа Озона, – тут и игра с двойниками, и секс, и психические заболевания. Правда, снято все куда менее изящно, местами даже комично, с искусственными, плохо сыгранными – как в любительском театре – диалогами, совсем уж нелепыми поворотами сюжета и теориями сектантских арт-заговоров в духе романов Дэна Брауна.
Во главе угла, как и во многих предыдущих фильмах Озпетека, – человеческое тело, сексуальность, связанные с этим девиации, травмы и прочие психологические проблемы. В этот раз режиссер перемудрил с фрейдистскими выкладками, зато подарил ММКФ весьма бодрое, хотя бы с визуальной точки зрения, начало – первая постельная сцена случается примерно на 10-й минуте фильма и длится добрых пять (российскому целомудренному кино и не снилось). Что касается шансов Озпетека на фестивальные призы, то они весьма велики – в конкурсе всего два итальянских фильма (второй – «Ричард спускается в ад» Роберты Торре), а с учетом того, что председатель жюри в этом году итальянец Паоло дель Брокко, один из них наверняка что-то выиграет.
комментарии(0)