Футбол снят безупречно: сверкающие стадионы, зеленые газоны, ревущие трибуны, драмы в раздевалках. Кадр из фильма
В российский прокат выходит «Тренер» – режиссерский дебют Данилы Козловского с ним же самим не только в главной роли, но и в качестве одного из авторов сценария (наряду с Андреем Золотаревым и Сергеем Четвертухиным) и продюсера. Опасная затея - учитывая, что фильм еще и про футбол, самый любимый и одновременно самый многострадальный вид спорта в России, - которая вылилась в несколько конфликтных ситуаций еще до выхода фильма в прокат.
Сперва Данила Козловский вызвал гнев общественности нелестным отзывом о соотечественниках, раскритиковавших трейлер «Тренера». Вслед за этим Ассоциация владельцев кинотеатров обвинила прокатную компанию «ЦПШ» в давлении и угрозах не предоставить копию фильма, если не будет подписано новое лицензионное соглашение. Обе ситуации в итоге удалось урегулировать. За Козловского заступились коллеги (в том числе Андрей Мерзликин и Алексей Учитель), и история так и не вылилась в массовые обвинения, хотя, с учетом того, что незадолго до этого в подобной ситуации оказался Алексей Серебряков, прослеживается нездоровая тенденция. Первый случай и вовсе привел к разговорам о том, что, возможно, не стоит снимать в российских фильмах, получающих госфинансирование, актеров, позволивших себе антироссийские высказывания – эта инициатива хоть и не нашла поддержки, но прецедент был создан, и, как уже показала история с режиссером «Тренера», лишнего слова отныне не сказать без того, чтобы не быть обвиненным в неверных взглядах, а то и что похуже.
Что касается истории с «ЦПШ» и кинотеатрами, то и она завершилась миром – ассоциация и компания провели встречу и урегулировали возникшее недопонимание, договорившись отныне решать конфликты путем переговоров, не использовать «фильмы-события» как рычаги давления и в целом выстраивать новые конструктивные отношения. Впрочем, и эта ситуация далеко не первая, вспомнить хотя бы затронувший в первую очередь именно кинотеатры скандал с «Паддингтоном», сомнительную историю длинного проката «Движения вверх», чуть ранее – с выходом в прокат «Времени первых» и его соперничества с другим космическим блокбастером «Салют-7».
Стараясь помочь российскому кино собрать большую кассу и побить всевозможные национальные и международные рекорды, и чиновники, и прокатчики, напротив, демонстрируют неуверенность и неверие в него, чем только вредят – ведь замешанными в подобные скандалы из раза в раз оказываются лучшие из образцов отечественного кинопрома, которые и без того заслуженно нашли бы и находят своего (и весьма многочисленного) зрителя. Вместо здоровой конкуренции создается искусственная – в формирование прокатной сетки из раза в раз вмешиваются те, кто не должен - расчищая даты, отменяя и запрещая. Индустрия, лишенная самостоятельности, вряд ли сформируется и научится саморегуляции – хочется верить, что история с «Тренером» станет первым шагом к действительно продуктивному диалогу. Что же касается зрителя, то все происходящее вызывает у него недовольство, отталкивая от на самом деле достойного кино.
А ведь «Тренер» оказался еще одним весьма удачным фильмом – даже в сравнении с другими образцами популярного нынче жанра «российской спортивной драмы». Данила Козловский играет футболиста «Спартака» Юрия Столешникова, которого после не забитого в важном матче гола и драки на поле лишают права играть и «ссылают» в Новороссийск – тренировать местную команду «Метеор». Управляет клубом в качестве президента дочка мэра (Ирина Горбачева), которую до поры до времени никто не воспринимает всерьез – ее амбиций сделать из «Метеора» чемпиона не разделяют ни папа (Виктор Вержбицкий), ни команда, ни даже болельщики («предводителя» играет Александр Ильин-младший), по инерции приходящие на поле покричать с трибуны нечто невразумительное.
Игроки к победам не стремятся, весьма комфортно чувствуя себя в статусе неудачников – у всех семьи и спокойная жизнь с вялыми тренировками и договорными матчами. Столешников, человек, как оказывается, не такой уж и простой судьбы (фоном проходит история сложных отношений с отцом в исполнении Андрея Смолякова), систему ломает, а она, конечно, меняет его – чемпионом можно стать и за линией поля, и за МКАДом.
«Тренер» не преподносит каких-либо сюжетных сюрпризов – уже, можно сказать, классическая спортивная драма, в которой сам спорт становится фоном для человеческой истории о преодолении и преображении, о неудаче, которая оборачивается победой, и о чудесной победе в первую очередь над собой. Российский футбол оказывается наиболее подходящей метафорой – спорт-то командный, но командой надо стать (а с этим проблемы на всех уровнях).
Режиссерский дебют дался Козловскому почти также удачно, как его герою-футболисту дебют тренерский. Хоть и выступая автором, сценаристом, продюсером и исполнителем главной роли, он не перетягивает одеяло целиком на себя. Дает возможность раскрыться и второстепенным героям. Ирине Горбачевой в образе женщины в суровом мужском спорте, которой приходится действовать куда более решительно, но куда менее заметно, чем тренеру, игрокам и прочим действующим лицам. Отсюда, пожалуй, едва ли не самый тонкий и почти трагический конфликт фильма. Владимиру Ильину в качестве напрасно списанного в тренеры детской команды проницательного наставника. Андрею Смолякову, Александру Ильину-младшему, отдельным игрокам «Метеора», у каждого из которых свои причины не играть хорошо и свои причины, наконец, выиграть. Не везет разве что Ольге Зуевой, которой и в жизни, и в фильме досталась роль возлюбленной Козловского – без этой линии можно было бы обойтись, но куда без нее…
Два с лишним часа – неоправданно большой хронометраж для «Тренера», без нескольких затянутых кадров с проездами на машинах, музыкальных вставок (плей-лист в «Тренере» дорогой и собранный Козловским явно со всей ответственностью – от зарубежных хитов до песни Шевчука), городских панорам и прочих «красивостей» было бы, пожалуй, лучше, но на то это и режиссерский дебют, можно простить. Особенно учитывая, что футбол снят безупречно – понятно и увлекательно даже для тех, кто этой игрой не увлекается. Сверкающие стадионы, зеленые газоны, ревущие трибуны, драмы в раздевалках и у кромки поля – лучшей рекламы предстоящего чемпионата мира по футболу и представить трудно.
комментарии(0)