Новый американский посол в России Джон Хантсман: «Мой любимый аспект отношений – отношения между людьми». Фото автора
Фильм о всемирно известном виноделе Андрее Челищеве «Андрей – голос вина» (Andre: The Voice of Wine) его внучатый племянник Марк Челищев снимал около 10 лет – во Франции, в Америке, Италии, России; о маэстро в нем рассказывают ученики, друзья, дегустаторы, виноделы, кулинарные эксперты, родственники… На этой неделе в Москве при поддержке сельскохозяйственного отдела посольства США – и при непосредственном участии посла США в РФ Джона Хантсмана – состоялся закрытый показ этого полнометражного документального фильма.
Как много дала миру русская эмиграция ХХ века и какие невероятные судьбы стоят за этим понятием – вот та мысль, которая не отпускает во время просмотра фильма. Начинается он черно-белыми кадрами заснеженного русского поля и монологом уже 90-летнего героя (скупо роняемые слова, весомо каждое): «Я чувствую Россию в душе…» (Еще одно соображение возникнет по ходу просмотра – эта полуторачасовая биографически-поэтическая лента, безусловно, хороша, но какой игровой фильм мог бы получиться на столь богатом материале! Просто второй «Доктор Живаго»! )
Родился Андрей Челищев в начале прошлого века в старинной дворянской семье, вырос в родовом калужском имении, отец его был профессором права и председателем Московской судебной палаты. Андрею исполнилось 16, когда грянула революция. Окрестные мужики бросились разорять его родовое гнездо – первым делом сожгли барскую библиотеку и повесили вдоль аллеи охотничьих собак, а потом сожгли и само поместье. Тогда же старший Челищев был внесен в расстрельный список: семья бежала по поддельным паспортам на юг России, где отец занял должность министра юстиции в правительстве Белой армии, а сын поступил в юнкерское училище, по окончании которого принял участие в военных действиях в Крыму. В свои 19 был тяжело ранен – семье даже пришло извещение о его гибели и была отслужена панихида (!).
После поражения Белой армии поручик Челищев вместе с большинством однополчан эвакуировался в лагерь в Галлиполи. Потом был университет в Чехословакии, где он изучал сельское хозяйство и виноделие. Потом он перебрался в Югославию, а затем во Францию. Где была двухлетняя попытка фермерства на пару с князем Трубецким: друзья вложили все свои сбережения в приобретение птицеводческой фермы, но однажды, увы, вся птица в полях была побита сильнейшим градом. Далее – занятия в агрономическом институте и Институте Пастера, работа на виноградниках Бургундии в фирме по производству шампанского Moёt et Chandon. Откуда Челищев и был приглашен поднимать виноделие в Калифорнию, в долину Напа, где нашел полное разорение и небрежение после недавних времен сухого закона. По его словам, он думал, что приехал на несколько месяцев, максимум на год, – и проработал там несколько десятилетий. Введенные им новшества стали общепринятой практикой виноделия во всем мире: холодное брожение, резервуары из нержавеющей стали, малолактозная ферментация и т.д.
Все это показано в фильме: как изобретал технологии, как боролся за преобразования, как ходил к винограду трижды в день и как выпрямлял лозу… Непостижимым образом в Челищеве сочетался ученый, технолог и романтик: он вынимал пробку из бочки и приникал к отверстию ухом – слушал вино, благословлял собранный урожай, поливая его бутылкой игристого, говорил: «Лучшее вино дает та лоза, которая познала страдания».
А еще он говорил, что «спелый виноград пахнет как рука женщины, снявшей бальную перчатку»…
В 1976 году на так называемом «Суде Парижа» в результате слепой дегустации американских и французских вин ведущие сомелье Франции отдали предпочтение калифорнийским винам Челищева – и это была настоящая победа!
Маленький, с густыми кустистыми бровями и чудовищным русским акцентом, он получил прозвище Эльф, а также всеобщую любовь и признание индустрии – судя по тому, как о нем почтительно, но непременно с ноткой теплого юмора говорят в кадре люди со всего света. (В конце жизни Челищев успел поработать на итальянских виноградниках, так что в фильме приняли участие и тамошние владельцы – маркизы и графы. Кстати, никогда не видела настолько оживленно-вовлеченным в тему режиссера Френсиса Копполу, как здесь.)
Появляется в кадре и говорящий о значении Челищева для русской культуры Никита Михалков – оказывается, у него тоже есть в Италии свой виноградник.
По словам режиссера, 70% людей, которых он интервьюировал, не попали в фильм, поскольку у него собралось аж 300 часов отснятого материала. И все равно фильм получился интернациональным и по духу, и по производству: у него русские продюсеры, музыку для него написал известный российский композитор Алексей Айги, закадровый текст читает не менее известный британский актер Рэйф Файнс («Английский пациент», «Отель «Гранд Будапешт», «Список Шиндлера»).
И, думается, показ «Андрея...» случился очень ко времени – и ко времени юбилея революции, и ко времени негативного восприятия всего американского (привет агрессивной телевизионной пропаганде). Общая планета, общее дело, общий герой: может быть, под таким углом надо и всегда смотреть странам друг на друга?..
Посол США в РФ Джон Хантсман не только посетил мероприятие, но и в своей речи перед началом показа воздал должное вкладу выходца из России, причем вкладу не только в развитие американской индустрии вина, но и в расширение людских связей между нашими странами.
«Мы обсуждаем множество вопросов, касающихся наших отношений; некоторые из них касаются безопасности, некоторые – двусторонних отношений, региональных или глобальных вопросов, некоторые касаются экономики, но мой любимый аспект отношений – отношения между людьми. Именно эти отношения показывают нам, где у нас есть общие интересы, – сказал он. – Надеюсь, что мы все вместе продолжим усилия Андрея по объединению людей вокруг общих целей».
Надеюсь и я.