Главного героя музыка заводит и бодрит. Кадр из фильма
Автор комедийной трилогии с Саймоном Пэггом и Ником Фростом («Зомби по имени Шон», «Типа крутые легавые» и «Армагеддец») для своего полностью американского проекта набрал звездный актерский состав и выбрал не совсем обычный жанр. Кевин Спейси, Джон Хэмм, Джейми Фокс и Энсел Элгорт (известный по франшизе «Дивергент» и драме «Виноваты звезды») разыгрывают на первый взгляд примитивный криминальный экшн, но с таким мощным саундтреком, который становится главной действующей силой фильма и переводит кино в разряд музыкального.
Этот ход оправдан сюжетом: главный герой по имени Малыш (Элгорт) в далеком детстве попал в автомобильную аварию, в которой потерял родителей и заработал проблемы со слухом и одержимость быстрой ездой. Теперь в его ушах постоянно звенит, и заглушить этот звук можно только музыкой – герой не расстается с коллекцией айпадов с плейлистами на все случаи жизни. А умение виртуозно водить авто помогает ему отработать случайно образовавшийся долг перед мафиозным боссом по имени Док (Спейси), который набирает бандитов-отморозков для дерзких ограблений средь бела дня. Задача Малыша – привозить и увозить их с мест преступлений, ловко уходя от полицейских. Вот-вот должно произойти то самое «последнее ограбление», которое закроет долг героя и позволит ему наконец увезти прекрасную официантку маленького дайнера Дебору (Лили Джеймс) «в сторону заката». Только вот Док не готов так просто отпустить своего водителя.
Форма в «Малыше» превалирует над содержанием, которому грош цена. Почти карикатурные бандиты с известными лицами – не роли, а сплошь камео (одного играет, к примеру, басист RHCP Фли) – совершают эффектные преступления и вступают в неравный бой с полицией. До поры до времени перевес в их сторону благодаря выдающимся водительским способностям Малыша. Не менее топорно выглядит и любовная линия с участием белокурой официантки, и семейная, из которой зритель узнает о существовании глухого старика-опекуна. Словно очередная и очень неудачная часть «Форсажа». Но чем суровее клише, тем громче музыка: даже поход героя Элгорта за кофе Райт превращает в музыкально-танцевальный номер в духе «Поющих под дождем», что уж говорить про погони. Малышу нужен ритм, потому, пока не начнется песня, не начнется и ограбление – и если что-то идет не так, то жизненно необходимо отмотать трек назад. И пусть весь мир подождет.
Время действия определить почти невозможно – ни по одежде, ни по прочей атрибутике, даже по списку композиций, в которых Blur, Queen, Beach Boys, «Саймон и Гарфанкел», T-Rex соседствуют с Danger Mouse, Скай Феррейрой и Kid Koala. Образы героев также выглядят крайне эклектичными. Взять хотя бы Малыша, который одновременно и «бунтарь» Джеймс Дин, и молчаливый Райан Гослинг из «Драйва», и танцующий и поющий Райан Гослинг из «Ла Ла Лэнда». Вроде бы недалекое прошлое, судя по тому, что в ходу айпады, нынче ставшие в один ряд с CD-плеерами, с другой стороны, любовь к ним главного героя можно объяснить его личной особенностью и в целом некой оторванностью от реальности – он еще и записывает на кассетный диктофон диалоги, из которых «сводит» собственные треки, так что вопросы, по сути, отпадают.
Напевая «B-A-B-Y» Карлы Томас, в кафе (конечно, в слоу-мо) вплывает героиня Лили Джеймс. Сидящий за столиком Малыш немедленно включает свой диктофон. Спустя пару минут он расскажет ей, что в мире как минимум две песни про Дебору, а она парирует: «А про тебя – каждая». В общем, как поется, «музыка нас связала». Как связывает она и все происходящее на экране, каким бы нелепым, предсказуемым оно ни было.
Чистой воды мюзикл, с ритмической композицией, безупречной в той же степени, в какой несовершенна композиция фабульная. И это, по сути, тоже характеристика жанра, в котором испокон веков архетипичные герои-маски разыгрывают архетипичные сюжеты, силой саундтрека и виртуозного режиссерского управления музыкой возведенные до уровня если не высокого жанра, то уж точно народного хита.