0
3497
Газета Кино Интернет-версия

24.05.2017 00:01:00

Разные краски заката Европы

Тэги: каннский фестиваль, программа, темы


каннский фестиваль, программа, темы Ханеке рассуждает о ценностях, которые отторгает современный мир. Кадр из фильма «Хеппи-энд»

Едва ли не самый ожидаемый фильм юбилейного Каннского фестиваля – «Хеппи-энд» Михаэля Ханеке – вызвал в основном уважительное разочарование в стиле «Но мы все равно его любим и будем продолжать любить». Наверное, все же мощный гуманитарный и художественный заряд, которым австриец-мизантроп выстрелил дважды подряд (имеются в виду «Белая лента» и «Любовь», принесшие Ханеке две «Золотые пальмовые ветви»), оказался настолько силен, что верить в ослабление мощи не хотелось.

А великий и ужасный Ханеке, кажется, просто устал стрелять шедеврами. Его фильм о распаде незыблемой европейской цивилизации смешной и трагический одновременно, но лишен тех шокирующих, рвущих душу и ум внешних коллизий, которыми обычно наполнены фильмы Ханеке. Обычная буржуазная респектабельная семья: глава семьи – дедушка Жан-Луи Трентиньян, от фильма к фильму все больше похожий на великого старца-философа. Его дочь – Изабель Юппер, непостижимым образом сочетающая в своем персонаже женщину-подростка, пленительную даму и хищную бизнес-леди. Его брат – Матье Кассовиц, симпатяга-доктор, по ночам ведущий в чате с любовницей переписку, от которой в ужасе покраснел бы сам Эрос.

Семья живет в Кале – том самом городе, где разгневанные жители заставили власти разгромить лагерь беженцев. Место действия выбрано Ханеке не случайно – именно здесь европейская цивилизация попыталась всерьез показать зубы, но никто не испугался. Вторжение иноземной культуры в виде компании чернокожих парней показано режиссером с едкой сатирой, как и постепенное утверждение в обществе нового поколения – неожиданной обретенной 13-летней внучки героем Трентиньяна. В отличие от размытой европейской цивилизации девочка показывает зубы так, что сам Ханеке, кажется, готов в страхе бежать. Но некуда. И нелепая попытка самоубийства дедушки, которую девочка снимает на смартфон, лишь подчеркивает безвыходность положения, в котором оказалась целая цивилизация.

В отличие от Ханеке греческий режиссер, один из самых многообещающих европейских кинематографистов, Йоргос Лантимос, рисует «закат Европы» в куда более мрачных тонах. Герой картины «Убийство священного оленя», врач-кардиолог (Колин Фаррел), оказывается виноватым в смерти на операционном столе 46-летнего мужчины. Вестником мести приходит сын умершего Мартин (восходящая звезда британского кино Барри Кеоган), на глазах совершающий метаморфозу от неловкого подростка к посланнику Судьбы. В роли жены хирурга снялась Николь Кидман, которая в этом году бьет рекорд по части появления в каннских фильмах – аж четыре картины с ее участием представлены на нынешнем фестивале. Несчастные, но решительные супруги, на которых начинают валиться беды в виде болезни обоих детей, пытаются противостоять судьбе в лице Мартина, но не слишком успешно. Черный, как их судьба, психологический триллер вырастает в большое аллегорическое повествование о закате цивилизации, не способной сражаться с темными силами Рока. Название фильма «Убийство священного оленя», хоть никакого оленя в фильме нет и в помине, не случайно. В мировой мифологии олень – символ благополучия, изобилия, он прочно ассоциируется с древом жизни. Мрачная история, рассказанная Лантимосом, – лишь один маленький кусочек мозаики, из таких складывается большая и четкая картина разрушения привычного быта, привычных милых привычек и знаменитых европейских ценностей. Все это и символизирует олень, с которым грек Лантимос, автор нашумевшего «Лобстера», получившего здесь два года назад приз жюри, расправляется, смеясь шумно и демонически.

Гораздо более нежно, с ироничным прищуром, смотрит на то же самое швед Роберт Эстлунд, режиссер конкурсного фильма «Квадрат» (его «Форс-мажор» стал номинантом «Оскара» два года назад). Наполненный до краев слегка абсурдистским, типично шведским юмором, этот тончайший, увитый множеством смысловых и визуальных находок фильм о современном искусстве и его деятелях, с трудом приходящих к пониманию своей новой роли в изменившемся мире, на сегодняшний день, наверное, самая занятная с точки зрения режиссерских изысков работа. И «закат Европы» в нем ну совсем не страшный. Даже красивый, как и полагается закату.

Канны


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
635
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
809
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
683
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
550

Другие новости