На фото: актер Александр Яценко на съемочной площадке фильма "Аритмия". фото сайта kinopoisk.ru
28 Открытый российский фестиваль "Кинотавр" пройдёт в Сочи с 7 по 14 июня. В основном конкурсе в этом году - 14 фильмов, 7 из которых - дебюты. Жюри возглавит актёр Евгений Миронов.
Помимо него, работы участников игровой полнометражной программы будут оценивать режиссёр Александр Велединский, оператор Игорь Гринякин, киновед Нэнси Конди, продюсер Игорь Мишин, актриса Юлия Пересильд и сценарист Александр Родионов. Уже сейчас очевидно, что конкурс этого года сильнее, разнообразнее и интереснее предыдущего, но все также отражает основные тенденции российского кинематографа. Так, к примеру, по словам программного директора фестиваля Ситоры Алиевой, "Кинотавр" превращается в своего рода отечественный аналог американского "Сандэнса" - в смотр независимого кино. Очевидно, что все больше авторов стремятся работать без оглядки на господдержку - 9 картин сняты без какого-либо участия Минкульта и Фонда кино. Среди них и показанные в Берлине "Заложники" Резо Гигинеишвили, и участник программы "Особый взгляд" Каннского фестиваля этого года, фильм "Теснота" Кантемира Балагова, ученика Александра Сокурова, и экспериментальная "Прорубь" Андрея Сильвестрова, где снялись Андрей Родионов, Дмитрий Брусникин, Михаил Ефремов, и "Голова. Два уха" Виталия Суслина, и спродюсированный Ильёй Стюартом, Фёдором Бондарчуком и Дмитрием Рудовским дебют Александра Молочникова "Мифы о Москве".
Обилие дебютов в конкурсе "Кинотавра" - ещё одна тенденция. Помимо уже названных работ, в Сочи покажут "Рок" Ивана Шахназарова, "Скоро все кончится" Алексея Рыбина, "Близких" Ксении Зуевой, которая будет единственной женщиной-режиссером в основной программе. Два предыдущих года на фестивале побеждали женщины - Анна Меликян и Оксана Карас - а программа была, что называется, гендерно разнообразной. В этот раз, как призналась Ситора Алиева, и присланных работ, снятых женщинами-режиссерами, было меньше, и достойной конкурса оказалась только одна. Зато "Кинотавр" в этот раз подтверждает свой статус не только главного российского киносмотра, но и стартовой площадки для начинающих кинематографистов: сразу два победителя короткометражных конкурсов прошлых лет в этом году представят здесь же свои полнометражные дебюты. Кирилл Плетнев - фильм "Жги" с Ингой Оболдиной, Викторией Исаковой и Татьяной Догилевой в главных ролях, Вадим Валлиулин, выигравший в 2016 с короткометражкой "Кредит", - картину "Мертвым повезло".
Не обойдётся и без громких имён. В конкурсе покажут "Трех сестёр" Юрия Грымова, "Турецкое седло" Юсупа Разыкова, "Блокбастер" Романа Волобуева и долгожданную "Аритмию" Бориса Хлебникова. Фильмом открытия станет "Холодное танго" Павла Чухрая, которому на "Кинотавре"-2017 вручат специальный Приз "За честь, достоинство и преданность кинематографу". Закрывать фестиваль будет "Про любовь. Только до взрослых", продолжение фильма-альманаха Анны Меликян, победившего на "Кинотавре" в 2015 году. Над сиквелом работали режиссеры Павел Руминов, Наташа Меркулова, Алексей Чупов, Нигина Сайфуллаева, Резо Гигинеишвили и Евгений Шелякин, тогда как сама Меликян выступила в роли продюсера. Помимо росийских звёзд, в фильме снялся Джон Малкович.
В программу короткого метра в этом году попали 28 работ, среди которых фильмы учеников Алексея Попогребского и Джаника Файзиева. Председателем жюри этого конкурса станет Сергей Мокрицкий, кроме него в качестве судей выступят актриса Марина Александрова, композитор Евгений Гальперин, главред программы "Кино в деталях" Надежда Родионова и представитель России в фонде "Евримаж" Леонид Демченко.
Вне конкурса на "Кинотавре" покажут фильмы "Анна Каренина. История Вронского" Карена Шахназарова и "Нелюбовь" Андрея Звягинцева, премьера которого состоится в мае, в рамках основного конкурса Каннского кинофестивалях и который выйдет в широкий прокат 1 июня.
Кроме этого, в рамках деловой программы, откроется секция "Work in progress", посвящённая проблеме рекламных стратегий и маркетинговых концепций в кино и тому, как режиссерам и продюсерам презентовать новые фильмы во времена развития онлайн-сервисов и изменения самого формата просмотра кино. Эти вопросы будут обсуждаться на конкретных примерах - на находящихся в стадии разработки фильмах "Спитак" Александра Котта и "Война Анны" Алексея Федорченко. По словам президента "Кинотавра" Александра Роднянского, и эта деловая секция, и сам конкурс с огромным количеством дебютов, всевозможных экспериментов и молодых режиссёров - пятерым нет ещё и 30, четверым - меньше 40, закрепляет за сочинским смотром ещё и статус "лаборатории" - по изучению и исследованию индустрии, а также по поиску новых подходов к её анализу и осмыслению. Кризис экспертизы, по мнению Роднянского, одна из самых насущных проблем - особенно сейчас, в свете безвременной кончины Даниила Дондурея. Его память президент "Кинотавра" пообещал увековечить - как именно, будет объявлено на открытии.