Фото сайта spletnik.ru
30-я церемония вручения премии "Ника" завершилась победой фильма "Рай" - картина Андрея Кончаловского была названа фильмом года, сам он - лучшим режиссером, а сыгравшая главную роль Юлия Высоцкая удостоилась награды в номинации "актриса года". Однако запомнится церемония не этим - триумф работы президента учредившей "Нику" Российской академии кинематографических искусств не тянет на сенсацию, - а политическими речами большинства лауреатов.Тон был задан еще во вступлении: после исторического ролика, связавшего революцию 1917 года и первую церемонию "Ники" 1987 года, совпавшую с Перестройкой (70 лет между этими событиями авторы видео пропустили), Леонид Ярмольник зачитал традиционное злободневное стихотворение Дмитрия Быкова. Первым же заговорившим со сцены на тему нынешних событий в России ожидаемо стал Виталий Манский, чей фильм "В лучах солнца" о Северной Корее был признан лучшей документальной лентой. "После моего возвращения из КНДР многие спрашивали, похожи ли они на нас. Я отвечал, что не похожи, - сказал Манский. - Да, там тоже нет свободы и смысла жизни. И мы еще не такие. Но им эта страна такой досталась, а мы нашу страну сами просрали. Мы не такие, мы значительно хуже".
Режиссер "Коллектора" Алексей Красовский, победивший в номинации "Открытие года", выйдя на сцену, первым делом попросил поднять руки тех, кто в ближайшие дни отмечал или будет отмечать день рождения. После чего напомнил о прошедших в воскресенье в Москве и других городах России антикоррупционных митингах: "26 марта за нашу и вашу свободу вышло много людей. Больше тысячи были задержаны, некоторые уже получили сроки, и они свои дни рождения встретят в камере. Прошу вас использовать свою власть, чтобы что-то изменить".
Вслед за этим Эдуард Сагалаев, вручавший режиссеру Павлу Бардину спецприз за творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа и, как и многие другие, вспомнивший первую "Нику", а вместе с ней и события конца 80-х-начала 90-х, обратил внимание на то, что упомянутые Красовским митинги никак не освещались центральными ТВ-каналами: "В 80-х на нашем телевидении мне говорили "мы можем рискнуть и показать". Я не думал, что доживу до момента, когда там же не будут ни рисковать, ни показывать".
Сразу две актрисы - Юлия Ауг ("Ученик") и Елена Коренева ("Ее звали Муму") - получили статуэтки за лучшую роль второго плана. Ауг поблагодарила съемочную группу и напомнила, что фильм Кирилла Серебренникова был снят без какой-либо государственной поддержки. Коренева свою речь посвятила политзаключенным, список которых, по ее словам, насчитывает на данный момент около 100 человек и в котором все еще есть имена Олега Сенцова, Сергея Мохнаткина и Олега Навального. После этого ведущий церемонии Юлий Гусман обратил внимание гостей на присутствующего в зале и отмечающего в этом году 85-летие режиссера Александра Аскольдова, чей единственный художественный фильм "Комиссар", снятый в 1967 году, 20 лет пролежал на полке, стоил автору карьеры и был чудом спасен - Аскольдов тайно вынес копию фильма, который собирались уничтожить, из монтажной.
Марк Захаров, вручавший еще один традиционный специальный приз "Ники", за честь и достоинство, прежде чем заговорить о лауреате Александре Сокурове, сказал, что "рад словам Красовского о некоторых болевых моментах нашей жизни". Вышедший после этого на сцену Сокуров словно подытожил в своей речи все сказанное ранее коллегами: "Сегодня я хочу сказать, что я жду от президента ответа на вопрос, который мы обсуждали и который касается судьбы Олега Сенцова. Президент сказал, что он будет думать над этой проблемой. Я в воскресенье смотрел, что происходило в стране, и мне кажется, что государство совершает большую ошибку, ведя себя столь фамильярно с молодыми людьми, школьниками и студентами <...> Нельзя начинать гражданскую войну среди школьников и студентов, их нужно услышать - никто из наших политиков с ними не разговаривает <...> А они [школьники и студенты] сейчас наконец-то поняли, что в стране происходит <...> А еще я хочу обратиться к мужчинам-депутатам. Давайте мы примем закон, запрещающий арестовывать девушек и женщин, которые участвуют в общественных акциях".
"Люди вообще перестали хлопать, потому что понимают, что рискуют партбилетами "Единой России", - пошутил Юлий Гусман перед началом второй части церемонии, участники которой, в отличие от коллег, обошлись стандартными для подобных случаев благодарственными речами. После вручения приза за выдающийся вклад в отечественный кинематограф Александру Митте, за своей первой в это вечер "Никой" - режиссерской - поднялся на сцену Андрей Кончаловский. Следом вышла Юлия Высоцкая, а финале режиссер и продюсер "Рая" вернулся к микрофону за главным призом. В промежутке между чествованием фильма Кончаловского свои награды получили композитор Эдуард Артемьев (фильм "Герой"), а также актер Тимофей Трибунцев и сценарист Юрий Арабов - оба за картину Николая Досталя "Монах и бес", которая в итоге получила больше всего наград. В общей сложности четыре статуэтки, в том числе за работу звукорежиссера и мужскую роль второго плана (Борис Каморзин). Три статуэтки, как и "Рай", получил "Дуэлянт" Алексея Мизгирева: за работу художника-постановщика (Андрей Панкратов), художника по костюмам (Татьяна Патрахальцева) и оператора (Максим Осадчий). С последней номинацией произошла почти оскаровская ошибка. Вручавший приз оператор Игорь Клебанов своей речью ввел в заблуждение коллегу номинированного за "Ученика" Владислава Опельянца, который раньше времени, еще до открытия конверта, бросился на сцену.
Этот казус, а также вручение призов художникам, анимационному фильму ("Кукушка" Дины Великовской) и лучшему фильму стран СНГ и Балтии (грузинский "Чужой дом") - те немногочисленные нейтральные моменты первого половины церемонии, у которых есть шанс в первозданном виде попасть в двухчасовую телевизионную версию "Ники", которую покажут в ночь с 30 на 31 марта на канале "НТВ". Сокращать полную версию и вырезать "лишнее" в этом году будет, кажется, как никогда просто.