0
3889
Газета Кино Интернет-версия

20.03.2017 00:01:00

Мультфильм про девушку-тюленя взял Гран-при в Суздале

Тэги: суздаль, фестиваль, анимационное кино, анна буданова


суздаль, фестиваль, анимационное кино, анна буданова На фестивале полнометражки уступали короткометражным фильмам. Кадр из мультфильма «Среди черных волн»

Режиссер, а также сценарист и художник-постановщик выигравшей главный приз 22-го Открытого российского фестиваля анимационного кино картины Анна Буданова в Суздале не впервые. В 2013 году она дебютировала здесь с «Обидой» про девочку, чья злость на весь мир материализуется в живое и постоянно растущее существо, – лента собрала не один десяток международных призов. Новая работа Будановой, выполненная в схожей стилистике черно-белого карандашного рисунка, снята по мотивам древней легенды северных народов про души утопленников, которые превращаются в морских животных.

«Среди черных волн» начинается на берегу, где охотник замечает резвящихся девушек, которые, почуяв опасность, бросаются в воду и превращаются в тюленей – все, кроме одной. Охотник похищает ее шкуру, так что девушка вынуждена остаться человеком, стать его женой, изо дня в день наблюдая, как он убивает ее сестер, и даже не надеяться однажды вернуться в воду. Грустная, лиричная притча – далеко не единственная, но самая мастерски выполненная сказка в конкурсе. Которая, к слову, получила пять номинаций на анимационную премию «Икар» – в том числе как лучший фильм, а также за режиссуру, сценарий, работу художника и звукорежиссера (Надежда Шестакова).

Жюри конкурса авторской анимации в составе критика Ларисы Малюковой, режиссера Наталии Орловой, художников Валентины Ольшванги и Валентины Телегиной, композитора Юрия Потеенко в этом году отдало предпочтение не только подобным полумифическим, полулегендарным историям, но и своего рода кросс-культурным проектам, произведениям по мотивам стихов и живописных работ. Так, один из спецпризов, с формулировкой «За чувственность и гармонию выразительных средств», судьи вручили работе Елизаветы Скворцовой под названием «Джони-Бони-Бо». В основе сюжета – абсурдистское стихотворение Эдварда Лира, действие которого происходит на далеком и экзотическом острове, где растут тыквы, пасутся овцы и живет бородатый, низкорослый, но обаятельный абориген Джони-Бони-Бо. Однажды на берег высаживается высокомерная оперная певица, сердце которой герой пытается завоевать. Нарисованная простыми линиями, почти бесцветная (разве что оранжевые тыквы разбросаны по экрану) и немая (за кадром Анна Хвостенко поет арию, а Максим Войнов – народную «Песнь ветров»), но с внутренним размахом высокой трагикомедии и шуткой вместо хеппи-энда. Второй спецприз «За поэтичность» также получила экранизация стихотворения, на этот раз Осипа Мандельштама – кукольный мультфильм Светланы Андриановой «Два трамвая». Героями стали мама-трамвай и сын-трамвай, который вырастает из непослушного «мальчишки», не знающего Правил дорожного движения, в усатого и серьезного «господина», которому предстоит заботиться о поскрипывающей всеми колесами старушке матери. «Два трамвая» оказались рекордсменами по числу номинаций на «Икар» – их у мультика семь, кроме главной, он представлен еще и в категориях «Аниматор» (Алла Соловьева), «Режиссер», «Сценарист», «Художник» (Анна Десницкая и Ольга Усачева), «Звукорежиссер» (Артем Фадеев) и «Персонаж» (трамвай-мама и трамвай-сын). 

Лучшим профессиональным короткометражным фильмом Суздальского фестиваля стали «Рыбы, пловцы, корабли» Дмитрия Геллера и Андрея Кулева. Настоящее поэтическое кино, вдохновленное строчками из поэзии Поля Элюара, созданное совместно с китайскими аниматорами, – действие происходит на востоке, в деревушке, где живут ловцы жемчуга. Стилистикой мультфильм ближе всего к обладателю Гран-при «Среди черных волн». Те же размытые грифельные линии, черно-белая палитра, лишь изредка разбавленная ярким красным светом китайских фонариков. Работа Геллера и Кулева – еще один очевидный фаворит «Икара», заявленный в пяти категориях и претендующий на звание лучшего анимационного фильма, а также на призы за режиссуру, работу художника (Анна Карпова), звукорежиссера и композитора (Артем Фадеев). 

Новый фильм Александра Свирского «9 способов нарисовать человека»  в Суздале удостоен диплома за «Своеобразие стилистического решения». И правда, эта работа – этакий анимационный коллаж, наглядно демонстрирующий, как и заявлено в названии, основные методы создания персонажа. От простейшего рисунка в духе «палка, палка, огуречик – вот и вышел человечек» до подробного, от человека несуразного до того, у которого вместо головы растет дерево. Одним словом, краткий гид по стилям, приемам и методам работы художника-аниматора, выполненный в свойственной Свирскому экспериментальной, панковой манере – с бешеным ритмом, буйством красок и оглушительной фоновой музыкой.

Лучшим фильмом для детей жюри признало созданную на студии «Союзмультфильм» работу Олеси Щукиной «Бельчонок и санки» – про храброго зверька, не испугавшегося скатиться с самой высокой горки в лесу. Компьютерный, но с душой рисованный мультфильм для самых маленьких, который, впрочем, насмешит и взрослых. Что касается студенческих фильмов, то главный приз достался анимационной короткометражке «The Square» Якова Круговых (псевдоним Вари Яковлевой), созданной автором в школе-студии «ШАР». В квадрате экрана собираются персонажи – схематично, черным и белым, но с характером нарисованные обычные прохожие, которые смотрят в камеру, как в зеркало. Похожая зарисовка получилась у студентки курсов при «Союзмультфильме» Аллы Вартанян, завоевавшей диплом за свою работу «Тип-топ»: ее толпа собирается на остановке, от холода в течение пары минут отстукивая ногами ритмичную чечетку. «Апорт» Дениса Воронина длится и того меньше, всего полторы минуты, за которые на экране успевает развернуться минималистичная ироничная история противостояния щенка и двух взрослых собак. Еще два диплома в категории студенческих работ получили «Уроки музыки» ученицы ВГИКа Дарьи Севостьяновой – про будущего наверняка великого музыканта, которому пока совсем мало лет и который терпеть не может занятия музыкой. И «Компания» еще одного вгиковца Рустама Корнаушкина. Пожалуй, одна из самых интересных и оригинальных как с визуальной, так и со смысловой точки зрения работа, в которой оживают картины художника Владимира Любарова: обитатели деревни Перемилово три еврея и рыба играют в домино, пьют самогон, закусывают огурцами, а потом совершают страшное преступление. 

Диплом за лучший дебют получила Полина Кутукина за кукольный мультфильм «Добро пожаловать» о старушке и молодом священнике, чья вражда чуть не стоила им любимого храма. Жюри добавило формулировку «За создание объемных характеров», очевидно, имея в виду в том числе и самих кукол, проработанных очень детально целой группой мастеров. Лучшим среди сериалов стал «Тима и Тома» (эпизод «Поручение»). Эта многосерийная история про дружбу бегемотика и слоненка в этом году номинирована на «Икар» в категориях «Эпизод» и «Персонаж». Помимо этого, жюри отметило дипломами сразу два мультсериала про котов: серию «Папа за маму» из «Трех котов» (претендент на «Икар») и эпизод «Самый главный начальник» из сериала «Котики, вперед!». 

Лучшим полнометражным анимационным фильмом ожидаемо стали «Смешарики. Легенда о золотом драконе» Дениса Чернова, диплом достался мультфильму «Волки и овцы: бе-е-е-зумное превращение» Максима Волкова – они же, а также «Синдбад. Пираты семи штормов» Владлена Барбэ будут бороться за «Икар» в категории «Фильм в прокате». Впрочем, на Суздальском фестивале эти полнометражные фильмы в очередной раз по всем параметрам уступали короткометражным, даже студенческим и дебютным, не говоря уже о работах заслуженных режиссеров-аниматоров. В каком-то смысле противостояние авторской анимации, которая редко выходит за пределы профильных фестивалей, и так называемой коммерческой анимации, доступной более широкому кругу зрителей, стало одной из тем 22-го Суздальского фестиваля. На одном из круглых столов продюсеры и режиссеры даже пытались отыскать причины такого несоответствия качества продукта и его кассового успеха. Очевидно, что у зрителя попросту нет выбора, так как организация полноценного кинотеатрального проката конкурсных суздальских короткометражек – задача практически невыполнимая, а создавать полнометражные работы авторы этих талантливых короткометражек не спешат. Ведь такие проекты требуют не только и не столько значительно большего бюджета, сколько совсем иного подхода к рабочему процессу, к поиску или написанию сценария, к постпродакшену и, конечно, к взаимодействию с продюсером. Без которого, как бы ни хотелось творцам-режиссерам, успеха на большом экране не добиться.  

Суздаль


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
435
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
479
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
686
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
568

Другие новости