Свадебное платье досталось невесте от прабабушки. Кадр из фильма
Для режиссера Святослава Подгаевского «Невеста» не первый опыт в данном жанре – два года назад на экраны вышла его картина «Пиковая дама: Черный обряд», не по произведению Пушкина и опере Чайковского, а по мотивам народной «страшилки». Новый ужастик во многом похож на предшествующий: в основе - фольклорная история, хоть и имеющая историческую подоплеку.
Авторы и вовсе начинают фильм со зловещего титра «основано на реальных событиях», имея в виду тот факт, что когда-то, еще в дореволюционной России (как и во всем мире) существовала традиция посмертных фотографий. Глаза покойнику рисовали прямо на веках, так что на снимке он выглядел живым, а душа его и вовсе оставалась заточенной в негативе. Добавить к этому историю свадебного обряда, который, как и большинство народных традиций, если копнуть, так или иначе связан с переходом из мира живых в мир мертвых, – и получится легенда про запечатленный на пленку дух невесты, веками терроризирующий влюбленные пары. В данном случае – Настю (Виктория Агалакова) и Ивана (Вячеслав Чепурченко), которые, наскоро расписавшись в городе, приезжают навестить проживающих в сельской глуши родственников молодого человека (в роли старшей сестры – Александра Ребенок). Те настаивают на проведении пышного обряда в родовом поместье – зловещем старом и скрипучем доме, увешанном паутиной, ставят на улице шатер, зовут друзей и знакомых, достают из шкафа пыльное прабабкино свадебное платье, копают на заднем дворе могилу...
Основная проблема «Невесты» Подгаевского – та же, что и в его «Пиковой даме». Несмотря на якобы исконно русский материал, фильм выглядит до смешного неоригинальным и предсказуемым. Каждый медленный поворот камеры, нагнетающий атмосферу, каждая монтажная склейка, служащая на благо саспенса, все это придумано так давно и использовано в стольких как хороших, так и второсортных ужастиках, что не способно не то что напугать, но даже удивить. Снятая в полумраке, под проливным дождем «Невеста» соткана из штампов. Даже призрак здесь в какой-то момент обязательно побежит на зрителя, словно паук, расставив ноги и руки, – спасибо, что не по потолку.
Картинка при всем этом выглядит атмосферной: художники поработали над декорациями дома, который получился этаким усредненным дворянским особняком, где антиквариат и дагерротипы на стенах соседствуют с икеевскими полками. Иные герои, вроде отрешенной сестры Лизы (Ребенок) и молчаливого, исполнительного папаши, жертвы потустороннего матриархата (Виктор Соловьев) играют по законам жанра и стараются изо всех сил сделать своих персонажей как можно более жуткими. Ну и какой хоррор без пары очаровательных белокурых детей, которых то ли спасать, то ли опасаться, и сильной современной женщины? Ей в данном случае повезло родиться в XXI веке, где «жить во грехе» до брака не то что не считается пороком, а иногда еще и полезно. Так же как и знакомиться с семьей жениха до похода в загс: завуалированная ирония на тему секса до свадьбы и безумной родни – пожалуй, единственная мало-мальски оригинальная и свежая находка авторов «Невесты».
А ведь сама по себе русская свадьба, бессмысленная и беспощадная не меньше русского бунта, – неисчерпаемый источник вдохновения именно для жанрового кино, и не только романтического, если посмотреть, например, на комедию «Горько!» (которая в чем-то тоже ужастик). Но авторы «Невесты» не изобретают велосипед, а идут проторенной дорожкой. Пытаются уместить в свой фильм буквально все, в ущерб логике. Легенда то и дело разваливается, не выдерживая груза мешанины из истории государства российского, сказок народов мира и традиции зарубежного жанрового – в данном случае речь о хорроре – кино. В котором, конечно, существуют свои законы и которое предполагает и диктует определенную модель поведения – ей в «Невесте» следуют неукоснительно, но которое никак не оправдывает смехотворное, устаревшее в данной кинематографической традиции поведение героев «Невесты». Персонажи с энтузиазмом лезут куда не нужно, заглядывают куда не просят, не слушают предостережений, а в конце доводят эту глупость до абсолюта, даже по меркам фильма ужасов. С другой стороны, если, зная, как избавиться от призрака, герои «Невесты» не делали этого веками, то почему бы в финале не потянуть время еще – посмотреть, что будет. А вдруг сиквел?