|
Имя Ренаты Литвиновой давно превратилось в то ли в нарицательное, то ли в узнаваемый бренд, обозначающий не только определенный уровень качества, но и стиль, который не спутать ни с какими другим. На ее счету более пяти десятков работ как в собственных фильмах, так и в картинах Киры Муратовой, Алексея Балабанова, Валерия Тодоровского, Николая Хомерики, Анны Меликян и даже Питера Гринуэя.
Особая манера поведения и речи, сейчас ставшая визитной карточкой Литвиновой, в начале 90-х превратила никому не известную и еще толком ничего не сделавшую выпускницу ВГИКа в едва ли не звезду – тот случай, когда слава шла впереди. Впрочем, Литвинова довольно быстро оправдала выданный ей кредит доверия. Дебютировала в картине Аллы Суриковой «Две стрелы. Детектив каменного века», после чего сосредоточилась на доработке своих студенческих и написании новых сценариев: один за другим вышли посвященная блокаде драма «Ленинград. Ноябрь», абсурдистский фарс «Трактористы 2» и снятая Валерием Рубинчиком «Нелюбовь». Однако переломным моментом в карьере стало знакомство с Кирой Муратовой: режиссеру, к слову, приглянулись именно сценарии Литвиновой, однако удалось уговорить ее сперва на роль – так, в 1994 году вышли «Увлеченья», где появился первый литвиновский персонаж «не от мира сего», с тех пор кочующий из фильма в фильм.
Ее героини заламывают руки, с придыханием произносят пространные монологи, почти всегда будто витают в облаках – все это в сочетании с неординарной внешностью создает цельный и киногеничный образ. Впрочем, даже начав активно сниматься, Литвинова не отказалась от писательской работы: в «Трех историях» Муратовой есть новелла по ее сценарию, ее повести экранизировали Юрий Грымов и Валерий Тодоровский – речь о «Стране глухих». А в нулевых и сама Литвинова попробовала себя в качестве постановщика. Сперва документальной лентой-диалогом «Нет смерти для меня», в которой берет интервью у известных советских актрис, потом – одной из знаковых работ своей фильмографии, картины «Богиня. Как я полюбила». В промежутке Литвинова сыграла в ленте Веры Сторожевой «Небо. Самолет. Девушка» – ремейке фильма 1968 года «Еще раз про любовь», сценарий которого сама Литвинова переписала, опираясь на пьесу Эдварда Радзинского.
Заподозрить в томной манерной блондинке с экрана серьезного автора не так просто. Никогда особо не видевшая себя актрисой Литвинова создала персонажа, под которого теперь приходится подстраиваться режиссерам, желающим снимать ее у себя, – тот случай и уровень признания, когда роль пишется под исполнителя. Как в недавнем хите «Про любовь» Анны Меликян, где у Литвиновой, как всегда, своя история, одновременно самостоятельная и связующая все новеллы. Как в альманахе «Петербург. Только по любви», где ее короткометражка стоит особняком, а авторство угадывается с первых кадров. Можно упрекнуть в однообразии, в том, что ее творчество давно стало предметом для пародии, а не серьезного анализа – но в этом, кажется, вся суть. Мало кто может похвастаться столь же ярким, привлекательным для зрителя и узнаваемым стилем, неизменным, но применимым с одинаковым успехом в разных сферах, жанрах. Будь то метафорическая «Последняя сказка Риты», или документальный фильм про концерт Земфиры, или эпизодические появления у Йоса Стерлинга в «Девушке и смерти» и Питера Гринуэя в «Чемоданах Тульса Люпера». А то и вовсе – роль ведущей церемонии открытия «Кинотавра». Почти стендап, полный все той же интонации, мимики и жестов, но, что еще важнее, самоиронии.
«НГ»