Фото с официального сайта Президента России
В Санкт-Петербурге завершился V Культурный форум, на котором кинематографисты начали подводить итоги Года российского кино. Министр культуры Владимир Мединский на конференции, посвященной этой теме, так и не появился, позднее объяснив свое отсутствие, как сообщает ТАСС, необходимостью экстренной проверки строительства нового здания Малого драматического театра, – итоги Года кино пока остались без министерской оценки. Зато о проделанной работе отчитались режиссеры Федор Бондарчук, возглавлявший на форуме секцию «Кино», и Алексей Учитель, продюсер Сергей Сельянов, директор Фонда кино Антон Малышев. И Александр Сокуров, которому в рамках форума удалось обратиться напрямую к Путину.
В ходе совместного заседания Совета по культуре и искусству и Совета по русскому языку при президенте Российской Федерации Сокуров отметил необходимость введения дешевых кинокредитов, которые, по его мнению, позволят «не вытягивать постоянно из государства деньги», а также строительства специальных культурных центров для проката российских фильмов, которые не выдерживают конкуренции с зарубежными картинами. В этой же связи Сокуров не мог не упомянуть о так и не решенном вопросе создания в Петербурге Синематеки – речь о выделении средств и помещения идет уже более четырех лет, и о нехватке не только залов для показа российского кино, но и эфирного времени, целиком отданного сериалам и другому развлекательному контенту (подробнее об этом – в интервью режиссера «НГ» от 28.11.16).
О том же самом, о конкурентоспособности и экспортном потенциале, также о том, что в настоящий момент национальной картине почти невозможно встать в прокат, говорили и участники заседания по итогам Года кино. Подчеркивая, что если фильм не является «событием» или блокбастером, как «Дуэлянт», «Ледокол», «Экипаж», то шансов на успех у него немного. В условиях кризиса зритель становится более разборчивым, а лояльность к американскому кино и его доминирование на рынке остается весьма высокими.
Пути решения участники заседания увидели в том числе в возможности введения протекционистских мер государства по отношению к киноиндустрии. И речь не только о пресловутых квотах, которые лишь один из путей, но и, к примеру, о возможном премировании кинотеатров, о введении возвратной системы, о потенциальном налоге для зарубежного кино. Из уже внедренных мер по поддержке индустрии – кинофикация малых городов, которой Фонд кино успешно занимался на протяжении всего года. Итог – модернизация более 300 залов и привлечение более 700 тыс. новых зрителей, что не могло не сказаться положительно на сборах отечественного кино. Они в этом году станут рекордными и превысят 8 млрд руб. (в прошлом году этот показатель был равен 7,2 млрд руб.). Помимо этого в 2016 году увеличилось число отечественных релизов – с 123 фильмов в 2015-м до 136 премьер в нынешнем. Из них более 20% преодолели отметку в 100 млн руб. кассовых сборов, а «Экипаж» Николая Лебедева и вовсе занял шестую строчку в общей десятке лидеров российского проката с доходом в 1,4 млрд руб. и, ко всему прочему, успешно стартовал и за рубежом.
«Год российского кино не мог дать существенных изменений, так как производство фильмов занимает больше времени, но он способствовал в переговорах с властью», – заявил Сергей Сельянов. И подчеркнул также, что сейчас отрасль находится в точке роста и чувствует себя достаточно уверенно. Об этом свидетельствует и выход зрительских фильмов за пределы страны, то есть значительное увеличение экспортного потенциала, обусловленное прежде всего улучшением качества контента.
К слову, на другой дискуссии в рамках форума речь шла именно об интеграции российского кино в мировой кинопроцесс – особенно в условиях кризиса и в целом изменившейся за последний год внешнеполитической обстановки, обусловившей улучшение отношений с одними странами и осложнение в случае с другими. О том, как лучше продавать российское кино, рассуждали в том числе генсек ФИПРЕССИ Клаус Эдер и вице-президент корпорации IMAX Джон Шрайнер. А также британский актер и режиссер Рэйф Файнс, признавшийся в любви к «Войне и миру» Сергея Бондарчука и комедии «Горько!» Жоры Крыжовникова и рассказавший о том, как сейчас работает над образом Рудольфа Нуреева, и Федор Бондарчук, автор по-прежнему одного из самых кассовых российских фильмов «Сталинград».
Пути решения проблем экспорта отечественных фильмов участники дискуссии увидели и в копродукции, и в чем-то более глобальном – в улучшении качества продукции как на техническом уровне, так и на уровне сценариев. Глава ФИПРЕССИ, к примеру, отметил, что «чем более национальным является кино, тем больше оно представляет в мире». Чуть позже о необходимости отказываться от «американских лекал» и делать акцент на особенностях «русской философии и национального характера» говорили и на заседании, посвященном итогам Года кино.
Впрочем, как выяснилось в ходе одной из дискуссий, жанровую, сценарную революции в российском кино совершить проще, чем заставить иностранного, а еще важнее – российского зрителя изменить свое отношение и отказаться от стереотипного восприятия этого самого кино. В этом смысле показательным был доклад Евгении Звонкиной на тему «Французская кинокритика и современный российский кинематограф», в рамках которого она продемонстрировала, как локализуют постеры русских фильмов для французского проката (на них зачастую – грустные люди за столом с водкой), а также зачитала несколько рецензий, отметив, что во Франции российский кинематограф по-прежнему характеризуется тремя словами – «пить, плясать, плакать», что рождает соответствующие ожидания. Возможно, увеличение количества российских фильмов, а также увеличение их доли как в зарубежном, так и в отечественном прокате изменит эту ситуацию. Главное, чтобы количество все-таки перерастало в качество.
Санкт-Петербург