0
3794
Газета Кино Интернет-версия

06.10.2016 00:01:00

"Евразийский мост": невезучий Тони Эрдманн и казахи

Тэги: кинофестиваль, ялта, кинокритика, конкурсы


кинофестиваль, ялта, кинокритика, конкурсы Нехитрая гамма чувств для подростковой драмы. Кадр из фильма «Граф в апельсинах»

Картине «Тони Эрдманн», оставшейся без призов в Канне и участвовавшей в игровом конкурсе «Евразийского моста», опять не повезло. Фильму Марен Аде, одной из лучших картин года, уже выдвинутой на «Оскар» от Германии, ялтинское жюри присудило лишь приз за режиссуру. Тогда как Гран-при завоевала «Дорога к матери» Акана Сатаева – более чем двухчасовая казахстанская историческая драма, которую здесь сравнили с «Балладой о солдате» Павла Чухрая. Эта же картина, через историю главного героя и его матери рассказывающая о важнейших и самых трагических периодах истории Казахстана – коллективизации, голодоморе, годах войны, принесла награду за лучшую женскую роль актрисе Алтынай Ногербек. 

«Дорога к матери» не единственный казахстанский фильм в программе «Евразийского моста». Так, диплом с многословной формулировкой «за высокий профессионализм в показе тенденций жестокости и насилия в современном мире» завоевала криминальная драма Нуртаса Адамбая «Тараз». Сам режиссер исполнил одну из главных ролей: его герой готовится к свадьбе и отмечает помолвку с лучшими друзьями на импровизированном мальчишнике в клубе. Один из приятелей, заступившись за понравившуюся девушку, ввязывается в драку с незнакомым посетителем заведения – и убивает его. Убитый оказывается сыном влиятельного человека, и теперь вся компания вынуждена пуститься в бега, прихватив с собой ставшую причиной драки девушку и случайного таксиста и оставив за плечами личные проблемы – кто больную мать, кто маленького сынишку. О трудных судьбах героев здесь рассказывают во вставках-флешбэках, которые ожидаемо появляются на экране всякий раз, когда героев одолевают тяжкие мысли и они задумчиво смотрят вдаль. В остальном же картина предстает весьма мрачной криминальной драмой про бандитский Казахстан, где шага не ступить, чтобы не ввязаться в драку с летальным исходом. Подобный «показ жестокости и насилия», отмеченный судьями в формулировке диплома, никак не назовешь тенденцией, тем более современной – мир фильма, по крайней мере для российского зрителя, будет напоминать о 90-х и канале «НТВ». 

К слову о формулировках: еще один диплом, «за смелое обращение к морально-нравственным аспектам жизни молодежи», получила белорусская лента «Граф в апельсинах», полнометражный дебют Влады Сеньковой. Фильм действительно хочет казаться подростковой драмой. Друзья (то ли старшеклассники, то ли студенты) отмечают день рождения на даче. Наутро после бурного и, главное, высокохудожественного (снятого с использованием фильтров, рапида и прочих «технологий» – хотя хватило бы и простой цветокоррекции) празднования герои обнаруживают, что исчезла младшая сестра одного из них. По ходу действия с ними также случается все, что должно случиться по законам жанра: от флирта, выяснения отношений друг с другом и философских бесед о том, как трудно быть молодым, до конфликта поколений с участием ворчливого соседа и конфликта города и деревни с участием дерзких местных ребят. Эти нехитрые пункты, очевидно, в глазах создателей картины исчерпывающе описывают аспекты жизни молодежи. 

В игровом конкурсе лучшим актером стал итальянец Нери Маркоре, сыгравший в картине Пьетро Паролина «Венецианские львы» бездельника-аристократа, наследника бизнес-империи, привыкшего к роскошной жизни, но не сумевшего сохранить состояние в кризис. Чтобы не пришлось отказываться от привычного образа жизни, он идет на разные уловки – фильм превращается в обаятельную комедию положений. Спецприз жюри присудило «Прикосновению ветра», полуигровой, полудокументальной ленте Ольги Веремеевой и Елены Демидовой (первая отвечала за игровую, вторая – за документальную части). В главной роли – Юлия Ауг, которая одновременно играет и смертельно больную, приехавшую в Бурятию в поисках институтского возлюбленного героиню, и саму себя, впервые оказавшуюся в буддистском храме, – словом, обе переживают важный духовный, даже мистический и психоделический опыт. Для зрителя интересен разве что сам эксперимент по переплетению вымышленной истории с реальной – можно назвать это Кино.док, по аналогии с Театром.док, который здесь, к слову, становится одним из мест действия.

Название фестиваля – «Евразийский мост» – организаторы пытаются оправдать наличием фильмов из Европы и Азии. Незамысловатая концепция, благодаря которой в документальном конкурсе оказался, например, фильм – участник ММКФ, лента «Двадцать две» про китаянок, во время войны и японской оккупации взятых в плен и работавших в борделях для солдат. Картину режиссера Кэ Го в Ялте наградили спецпризом. 

Один из дипломов документальной программы получила российско-украинская «Последняя поэма», режиссер которой Валерий Балаян не придумал ничего лучше, чем выдать снятую им 15 лет назад для телевидения историю об одном бездомном за современную – для этого оказалось достаточным предположить (из доказательств в фильме – информация неизвестного источника), что герой в итоге якобы вступил в ополчение и якобы погиб на территории ДНР. Спекуляций такого уровня (а речь о жизни человека!) не позволяют себе, кажется, даже российские телеканалы в период активной политической пропаганды. Балаян, к слову, именно таким передачам противопоставлял свою «Поэму». Второй диплом забрала бельгийка Сара Мун Хоу, снявшая «Комплекс кенгуру» – историю детей-инвалидов и их матерей. Получая награду, режиссер сказала, что приятно удивлена тому, сколько «особенных» семей и детей присутствуют на церемонии закрытия и что «сила нации в ее способности заботиться о слабейших». Эти важные слова, как и удостоенный лишь диплома фильм Сары Мун Хоу, растворились в общей ура-патриотической атмосфере ялтинского фестиваля – о том, чей теперь Крым, со сцены не уставали говорить ни ведущие, ни чиновники, ни идейный вдохновитель смотра Никита Михалков. «В чем сила, брат? – В Крыму...» Неудивительно, что главный приз неигровой программы символично получил Андрей Осипов и его «Забытые полеты», действие которых происходит в Коктебеле. Где еще пролегать мосту между Европой и Азией? Тем более когда строительство реального моста в самом разгаре.

Ялта–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Ольга Соловьева

Проблемы в работе глобальной сети в России подтвердили новые угрозы для кибербезопасности

0
1100
Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Екатерина Трифонова

Медицинские показания против пребывания в СИЗО не всегда открывают двери на свободу

0
982
Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Иван Родин

Спикер Госдумы Володин настраивает партии на безусловную консолидацию перед внешними угрозами

0
926
Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Игорь Субботин

Израильские и палестинские "ястребы" не хотят сдаваться без боя

0
1063

Другие новости