0
3576
Газета Кино Интернет-версия

03.09.2016 08:56:00

Венеция-2016: Ульрих Зайдль в мире животных

Тэги: кинофестиваль, венеция, зайдль, сафари, охота, кино, документальное кино


кинофестиваль, венеция, зайдль, сафари, охота, кино, документальное кино Фото с официальной страницы La Biennale di Venezia в Facebook

Пока в основном конкурсе актриса Эми Адамс из фильма Дени Вильнева "сражается" с актрисой Эми Адамс из картины Тома Форда, во внеконкурсной программе показывают новую работу Ульриха Зайдля "Сафари". Производящую поистине оглушительный эффект документальную ленту про то, как европейцы охотятся в Африке на антилоп, зебр и жирафов.

В июле 2015 года американский стоматолог Уолтер Палмер заплатил 50000 долларов за возможность убить льва в Зимбабве. И почти двое суток добивал раненого зверя, которым оказался 13-летний лев Сесил, национальная гордость, достояние местной фауны и объект наблюдения и изучения. Дело получило широкий общественный резонанс, помогавшие Палмеру охотник и работник парка привлечены к уголовный ответственности, сам убийца Сесила успел скрыться в США - власти Зимбабве требуют его выдачи. С тех пор истории про охотников на крупных диких животных все чаще выходят за пределы социальных сетей, где те, как оказалось, с гордостью делятся фотографиями на фоне трофеев и радостью по поводу очередного убийства. Именно об этом феномене - фильм Зайдля.

Герои - типичные представители австрийского и немецкого среднего класса, молодые и пожилые семейные пары с несколькими лишними тысячами евро в кармане и желанием провести отпуск вдали от дома. Например в Африке, на территории заповедника, где живут прекраснейшие из диких животных. Огромные буйволы, изящные антилопы, фантастические зебры, величественные жирафы. Впрочем, эти люди приехали не любоваться. Поселившись в специальном отеле на территории парка, они в сопровождении местных гидов отправляются на охоту - не ради добычи, а ради фото. Вот мужчина, сняв шляпу, глядит на поверженного дикого быка, вот другой осматривает гну, а вот семейная пара поздравляет друг друга. Жена обнимает мужа, который минуту назад одной пулей повалил на землю жирафа и ещё пять наблюдал за его агонией.

Зайдль также не отводит взгляд в сторону. В его "Сафари" охота показана от первого шага по сухой африканской земле с ружьем наперевес до последнего взмаха разделочного ножа, которым снимают красивую и ценную шкуру. В промежутке - обязательная фотосессия, на которой не видно крови и пулевых отверстий. Только уложенное в красивую позу поверженное животное и торжествующий человек рядом. Герои говорят, по традиции усаженные Зайдлем в центр кадра о том, что делают природе одолжение, избавляясь от старых и больных животных, о том, что люди и так уже уничтожили все живое вокруг себя, что они - вершина пищевой цепи. То и дело проскакивают замечания в сторону местных "черных" аборигенов. Расизм - как ещё один штрих в портрете, он в порядке вещей и существует в одной парадигме с охотой. Режиссеру, как, думается, и большинству нормальных людей хочется понять, что движет этими "охотниками", что заставляет их радоваться смерти, фотографировать смерть, гордиться убийством. Он слушает их и наблюдает за ними, но дает героям возможность показать и рассказать все самим. Отчасти, наверное, потому, природу этого явления и этих людей (людей ли? по Зайдлю, конечно, нет) понять и тем более обьяснить, оправдать невозможно. Страшное и невероятно важное кино, на которое - и в прямом, и в переносном смысле - нельзя закрываться глаза.

Режиссеры конкурсных фильмов также рассуждают в этом году о неожиданных аспектах человеческой природы и человечности - с ярко выраженной человеконенавистнической (вполне зайдлевской) интонацией. Модельер Том Форд, дебютировавший в 2009 году с фильмом "Одинокий мужчина", в этом году привез в Венецию "Ночных зверей" (или фильм "Под покровом ночи", как уже зачем-то окрестили его для потенциального российского проката). Героиня Эми Адамс получает от бывшего мужа (Джейк Джилленхолл) посылку с рукописью его нового романа, посвящённого ей. Дикая история о парне по имени Тони (вновь Джилленхолл), у которого на глазах однажды ночью бандиты-деревенщины (во главе с Аароном Тейлором-Джонсоном) похищают жену и дочь. Роман этот - конечно, ответ на совместную жизнь героев Адамс и Джилленхолла, которая была омрачена её силой и его слабостью. Форд выстраивает безупречное по форме и содержанию многоуровневое действо, снимает один фильм внутри другого, с математической точностью расставляет перекликающиеся одни с другими кадры, заставляет и Эми Адамс, и Джейка Джилленхолла (да и всех остальных, вроде Майкла Шеннона и Айлы Фишер) меняться на глазах и не бояться крупных планов, ставит во главу угла маскулинность и одновременно подчеркивает её отталкивающую природу.

Другого конкурсанта - "Прибытие" Дени Вильнева - с фильмом Форда связывает Эми Адамс, которая и тут в главной роли, а с обоими картинами, и Форда, и Зайдля, все та же попытка взглянуть на человека, как вид, под новым углом. Для этого Вильнев обратился к переживающему сейчас новую волну популярности жанру научной фантастики. С первых кадров "Прибытия", экранизации повести писателя Теда Чана, понятно, что недавние уроки Кристофера Нолана ("Интерстеллар"), Альфонсо Куарона ("Гравитация"), Ридли Скотта ("Марсианин") не прошли для канадского режиссёра даром. В космос, правда, никто не летит - он, в лице пришельцев, прибывает на Землю сам. В 12 точках мира одновременно появляются 12 одинаковых кораблей - в воздухе над Америкой, Россией, Китаем и другими странами зависают черные полусферы. Чтобы выйти на связь с теми, кто внутри, правительство США подключает лучших учёных. В их числе физик в исполнении Джереми Реннера и героиня Адамс, Луиза, лингвист с докторской степенью, чья задача - выучить инопланетный язык и узнать цель визита.

Как и положено для подобного (хорошего) кино, большая часть внимания и бюджета отдана под разработку визуального ряда. Здесь и зависший в воздухе черный космический корабль, и игры с гравитацией, которая меняет свои свойства внутри этого корабля, и сами пришельцы - гигантские осьминогоподобные существа, и их язык, который становится не только основным символом, но и основной идеей фильма. Похожие на кляксы (инопланетяне выпускают в воздух нечто наподобие чернил) знаки-круги как олицетворение нелинейного мышления, речь - как воплощение линейного. Наличие у гостей из космоса и того, и другого принципиально отличает их от людей, позволяет ощущать время иначе, видеть будущее.

Это фантастическое допущение, прекрасно изображённое Вильневом, становится двигателем сюжета. Который режиссёр, в свойственной ему манере - этим грешат его "Враг" и "Убийца", к финалу сводит на нет буквально одним, глупым (другого слово не подберёшь) эпизодом. Этакая ложка дёгтя в бочке мёда. "Прибытие" - все же лучшая из работ Вильнева и в целом одним из лучших научно-фантастических фильмов последних лет. Который, вполне возможно, принесёт Эми Адамс если не статуэтку, то номинацию на "Оскар" - она здесь практически в одиночку, но мужественно встречается с неизведанным, не дрогнув выдерживая и близкий "контакт третьей степени", и многочисленные крупные планы. 

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1067
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
548
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3080
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2443

Другие новости