0
42218
Газета Кино Интернет-версия

01.05.2016 23:43:00

На фестивале дебютов победили «Дачники», а в российском кино – сериалы

Тэги: кино, фестиваль, движение, дачники


кино, фестиваль, движение, дачники Кадр из фильма "Дачники". Фото предоставлено пресс-сулжбой фестиваля

Обладателем сразу нескольких призов основного конкурса стал фильм Александра Вартанова – психологическая хоррор-драма по произведениям Юрия Клавдиева.

В «Дачниках» Он (Алексей Маслодудов, получивший приз «Движения» за лучшую мужскую роль) спасает Ее от нападения и влюбляется с первого взгляда. Вместе молодые люди убегают подальше от всех в глухой лес, селятся в избушке и защищают свой новый дом, объявляя себя «законом и порядком» и убивая любого, кто приблизится. В живых оставляют только одного, Врага (Артур Бесчастный), который постепенно захватывает власть, меняет расстановку сил и нарушает и без того хрупкое равновесие этого выдуманного мира.

«Безбашенные и радикальные», как назвал фильм председатель жюри Валерий Тодоровский, «Дачники» формально выглядят историей о любви, хотя на деле оказываются скорее исследованием психологической зависимости в самых разных – и самых крайних – ее проявлениях. Оттого, возможно, получаются более совершенными с визуальной (заслуга операторов-призеров «Движения» Севы Каптура, Дениса Клеблеева, Ивана Барановца и Ивана Финогеева), чем со смысловой точки зрения. Кажется, что авторы в какой-то момент чересчур увлекаются эстетикой животной жестокости, проверяя на прочность как героев, так и зрителей, переходя от трагедии к столь же беспощадным, но уже комическим сценам. Неровное кино, художественную ценность которого, впрочем, трудно недооценить. Особенно в контексте нынешнего конкурса «Движения», в котором Вартанов со своим фильмом оказался по всем пунктам на голову выше соперников.

Полнометражная программа фестиваля, в сравнении и с прошлогодней, и с короткометражной и документальной этого года, действительно, оказалась на удивление слабой. Оттого членам жюри (Тодоровскому, Максиму Виторгану, Яне Трояновой, Наталии Мещаниновой и Эдуарду Мошковичу) пришлось делить призы между не 7 заявленными картинами, а всего тремя фильмами. Помимо «Дачников», победивших в трех номинациях, наград удостоились фильмы «Городские птички» Юлии Белой и «Лето замерзших фонтанов» Вано Бурдули. Первый – история одного дня из жизни трех подруг, снятая с явной оглядкой на фильмы Анны Меликян, – за лучшую режиссуру и женскую роль, точнее роли, так как в этой категории решено было наградить актерский ансамбль, Евгению Афонскую, Евгению Громову и Анну Воркуеву. Режиссура и актерская игра, и правда, - самые сильные стороны «Городских птичек», которые явно метят на территорию коммерческого зрительского кино, но проигрывают той же Меликян в плане сценария, который здесь не выдерживает никакой критики.

А вот «Лето замерзших фонтанов», напротив, заслуженно победил именно в сценарной номинации (совместная работа Вано Бурдули и Давида Чубинишвили). В каком-то смысле типичный грузинский фильм, одновременно и печальный, и светлый, и, конечно, смешной. Хроники жизни обитателей маленького южного города: мальчик влюблен в девочку и мечтает раздобыть для нее автограф кумира, старик-фотограф, всю жизнь снимающий вид из окна, его дочь и влюбившийся в нее иностранец, приятели, встречающиеся каждый день на лавочке у дома, чтобы обсудить соседей, колоритные бабушки, застолья и музыка. Все линии причудливо переплетаются одна с другой и ведут не к хэппи-энду, но к единственно верному, хоть и не всегда счастливому финалу.

Судьям остальных программ, в отличие от жюри полнометражного конкурса, было из чего выбирать – обе подборки получились в этом году одинаково сильными и разнообразными. Спецдиплом документального конкурса в этом году получил якутский «Бог Дьёсёгёй» Сергея Потапова, спецупоминания удостоился «Русский тур» Михаила Бушкова, а главный приз достался «Собирателям морской травы» Марии Мурашовой про работающих на Соловках собирателей морской капусты.

Среди короткометражек были и зарисовки, вроде «Случая в лифте» Милы Просвириной про ссору двух влюбленных или «Совпали» Марии Едемской про самое удачное неудачное свидание, и более сложные, жанровые истории, как фантасмагория «О футболе и про ангелов» Аксиньи Гог с Северией Янушаускайте или мокьюментари «Шанхай, Баку» Теймура Гаджиева по мотивам рассказа Чехова «Злой мальчик». Главный приз, как и специальный диплом (актрисе Марии Смольниковой) достался, однако, одной картине – «Светлячку» Натальи Назаровой. Трогательному рассказу о полюбившей моряка девушке Яне из северного приморского города, странной героине не от мира сего, филателистке с ДЦП, готовой ждать и новую марку, и того, кто никогда не вернется, просто потому, что кто-то в этом мире должен уметь ждать. Великолепно снятое и сыгранное, по-настоящему большое кино длиной всего в 20 минут.

Такой качественный контраст между полнометражной и остальными программа можно принять за одну из тенденций современного российского кино, которое медленно, но верно осваивает новые жанры, формы и форматы. Главной проблемой большей части фильмов основного конкурса стало то, что по своей сути они являются либо растянутыми до полного метра короткометражками, либо вовсе не могут называться фильмами. Не каждое видео автоматически становится кинопроизведением, и дело не в наличии профессиональной камеры – как известно, снимать можно и на мобильный телефон – или нехватке бюджета, а в отсутствии не только цельной художественной идеи, но необходимых для этого вида искусства аспектов, звука, цвета, монтажа и актерской игры. Оправданием не становится даже нехватка опыта, на которую очевидно делают скидку на фестивале дебютов - достаточно вспомнить работы прошлогодних участников «Движения», а в этот раз членов жюри Наталии Мещаниновой и Романа Супера.

Другой очевидный тренд - развитие сериалов. В рамках внеконкурсной программы «Движения» уже второй год подряд проходят показы пилотных серий новых телевизионных проектов. В этом году – в основном канала ТНТ, генеральный директор которого, продюсер Игорь Мишин получил почетный приз за достижения в профессии. В Омске телеканал представил ситкомы «Ольга» с Яной Трояновой и «Адаптация». Первый - этакий «Физрук» с женским лицом про мать-одиночку с двумя подростками и пьющим отцом на руках и несбыточной мечтой об отпуске в Турции. Второй - про американского шпиона, засланного в российский город Ноябрьск, где из достопримечательностей – нефтегазовый завод и памятник комару. Судя по реакции фестивальной публики, которая стала своего рода фокус-группой, и то, и другое обречено на успех.

Закрывал фестиваль также не фильм, а сериал – первый эпизод «Квартета» Анны Меликян про гениальную виолончелистку (Александра Бортич), за которой охотятся бандиты во главе с героем Никиты Кукушкина и которая скрывается от преследования в провинциальном музучилище, где директор – Алексей Серебряков.

Впрочем, абсолютным негласным победителем «Движения» можно считать четвертый новый сериал ТНТ «Пьяная фирма» Григория Константинопольского, четырехсерийный первый сезон которого показали в Омске целиком. Михаил Ефремов играет сильно пьющего ночного сторожа больницы Григория Михайловича Штучного. Оказывается, что этот неприятный и хамоватый тип в прошлом – врач, придумавший уникальное средство от похмелья, которым он однажды спасает от верной гибели молодого соседа, промоутера Илюшу (Иван Макаревич). И тот уговаривает Штучного начать зарабатывать деньги на капельницах для богатых алкоголиков.

С одной стороны – своего рода капустник и междусобойчик с известнейшими актерами в эпизодах. С другой – сложная, ироничная и многожанровая история, со вставными эпизодами-гэгами, основанная на лучших зарубежных примерах (от «Декстера» до «Твин Пикса» и сериала «Во все тяжкие») и одновременно максимально ориентированная именно на российскую публику. Подобного шоу на отечественном телевидении не было, и это, говоря о тематике «Движения», также можно считать своего рода дебютом. Самым удачным в программе этого года. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1061
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1700
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1548
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2913

Другие новости