0
5345
Газета Кино Интернет-версия

21.04.2016 00:01:00

Кровью, потом, самолетом

Тэги: кинопремьера, экипаж, александр митта, николай лебедев


кинопремьера, экипаж, александр митта, николай лебедев Данила Козловский сыграл летчика-героя. Кадр из фильма

Автор «Легенды № 17» Николай Лебедев взял на себя смелость вернуть на экраны культовое для отечественного кино название. Связь «Экипажа» Александра Митты 1979 года с фильмом 2016-го на первый взгляд весьма формальная. Название, герои – молодой и зрелый – и собственно сама авиакатастрофа, невообразимая, почти фантастическая. На деле же режиссер пытается не только сохранить структуру с мелодраматичной первой частью и экшеном во второй, но и вновь погрузить зрителя в атмосферу ужасающего, но впечатляющего киноаттракциона, сделанного по последнему слову техники и отвечающего при этом самым актуальным запросам культурной политики.

Молодой и принципиальный пилот Гущин (Данила Козловский) работает на грузовых перевозках. Однажды пузатый генерал требует загрузить в самолет с подарками для детдома пару перевязанных ленточками джипов, что чуть не приводит к крушению. Гущин бунтует – и в мгновение ока лишается работы. Приходится скрепя сердце идти к отцу, уважаемому авиаконструктору (Сергей Шакуров), который, нахмурившись, отправляет непутевого сына на стажировку к пилоту Зинченко (Владимир Машков). Тот работает в небольшой авиакомпании, зависящей от воли хамоватого самодура-акционера. Таких как Гущин, готовых дать отпор, несмотря на чины, тут не жалуют. Но Зинченко твердит, что у героя Козловского «не руки, а крылья», и берет стажера под свою ответственность (втайне с самого начала восхищаясь внутренней свободой молодого пилота). Вместе им предстоит спасать работников островной шахты, оказавшихся в ловушке после извержения вулкана.

Затянутый первый час фильма довольно подробно представляет героев. Они, в свою очередь, как на подбор схематичны и встроены в не менее схематичную вселенную. Максималист Гущин, домашний тиран Зинченко, вынужденный подавлять характер на работе и потому вымещающий зло дома, где покорная жена с борщом (Елена Яковлева) и классический сын-бунтарь (Сергей Романович). Есть и стюардесса (Катерина Шпица), мечтающая о большой и чистой любви с летчиком, и безответно влюбленный в нее стюард (Сергей Кемпо), над которым принято посмеиваться за женскую работу.

К слову о ней – единственным светлым и неожиданным пятном в этой череде образов поначалу выглядит героиня Агне Грудите, женщина-пилот Александра. Ее появление вроде бы встраивается в общую тенденцию последних лет, подаривших нам бесчисленное множество фильмов о героических (читай, военных) подвигах представительниц прекрасного пола. Кажется, что «Экипаж» даже идет в непривычном направлении и – небывалое дело для российского кино – наконец-то представляет сильный женский образ под правильным углом, а не в уничижительном, извращенном ура-патриотическом контексте. Несмотря на мачистские ухаживания Гущина, в первой части фильма Александра и правда играет наравне с мужским коллективом. Но в ответственный момент все встает на свои места, и до штурвала ее не допускают – опыт опытом, но к таким радикальным гендерным поворотам в кино (если в нем не надо погибать под пулями за родину) мы, видимо, еще не готовы.

Мучительное знакомство с персонажами перемежается бесконечной навязчивой рекламой известной авиакомпании, аэроэкспресса, аэропорта Внуково и прочих вложившихся в проект гигантов отрасли. Еще более неловкой, чем этот вынужденный продакт-плейсмент, выглядит разве что постельная сцена с участием Козловского – снятая словно в тумане ради рейтинга 6+ и целомудренная даже по меркам советского кино, в котором секса, как известно, не было, но была грудь Александры Яковлевой в «Экипаже» Митты (у Лебедева актриса, кстати, появляется в эпизодической роли). Спасает ситуацию – на протяжении всего фильма –  едва заметная внутренняя ирония сценария, в написании которого принимал участие Николай Куликов (один из авторов «Горько!» и «Легенды № 17»). Несмотря на всю серьезность создателей «Экипажа», тут есть над чем посмеяться даже в самый напряженный момент. После взлета с вулкана и пересадки пассажиров с одного самолета в другой прямо в воздухе пилоты узнают, что впереди их ждет грозовой фронт – действительно, до смешного надуманная ситуация. Которая, впрочем, вовсе не портит впечатление от второй части, собственно фильма-катастрофы. Где все рушится, горит, взрывается, падает и снова поднимается в воздух – такого не бывает, но на то оно и кино.

«Экипаж» Лебедева, даже технически, не новое слово в жанре, но по крайней мере и визуально, и драматически кино выходит зрелищным, зрительским, формально полностью удовлетворяющим требованиям времени и (навязанным) потребностям – в фильмах-событиях, в героико-патриотическом кино, в счастливых финалах, в неоднозначных персонажах, которые тем не менее в ответственный момент ведут себя вполне однозначно. Пока умеем только так. Главное, что не про войну – это уже, если подумать, огромная победа.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1141
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1574
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1168
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
981

Другие новости