Генри Кавилл (как и Бен Аффлек) к подвигу готов. Кадр из фильма
В российский прокат выходит «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» Зака Снайдера. Не только продолжение начатой «Человеком из стали» истории, но и первое явление нового Бэтмена – в исполнении Бена Аффлека.
И не последнее: ради восстановления высшей мировой справедливости, то есть в противовес разросшейся на экране вселенной комиксов Marvel, компании Warner Bros. и DC Comics три года назад взялись за создание новой серии экранизаций. Тем более что Кристофер Нолан к тому времени разделался со своей трилогией о Бэтмене, а про Супермена (несмотря на общее обилие экранизаций и в целом популярность персонажа) и вовсе давно не было ни одного по-настоящему громкого блокбастера. Так появился снайдеровский «Человек из стали», рассказавший предысторию появления на земле криптонца в красном плаще, историю его родных и приемных, земных, родителей, первой встречи с журналисткой и возлюбленной Лоис Лейн (Эми Адамс) и контакта с людьми.
На Землю Супермен (Генри Кавилл) в буквальном смысле свалился с неба: некоторые сочли это чем-то вроде второго пришествия, поставили герою памятник и стали звать Спасителем. Впрочем, нашлись и несогласные. Среди них – готэмский миллионер Брюс Уэйн, он же Бэтмен, который так и не смог простить Супермену разрушения здания своей компании и смерти почти всех сотрудников. А также еще один богатый гений Лекс Лютор (Джесси Айзенберг) – он хочет избавиться вообще от всех супергероев.
На объяснение всех тонкостей конфликта, а также на многочисленные флэшбеки уходит добрая половина экранного времени. Супермен – в миру никем, кроме Лоис Лейн, не узнанный журналист Кларк Кент наблюдает, как в обществе зреет недовольство и растет сомнение в его добрых намерениях. Бэтмен вспоминает прошлое (в основном смерть родителей), наращивает мышечную массу и выпиливает новый костюм. Лекс Лютор покупает огромный кусок криптонита – единственного оружия, способного победить пришельца, и разрабатывает хитроумный план. Этот нервный злодей-параноик, во много благодаря тонкой игре Айзенберга, оказывается в итоге самым живым, интересным и сложным персонажем фильма, характер которого к тому же довольно эффектно оттеняют остальные, до зевоты скучные герои.
Про Супермена все было понятно еще в «Человеке из стали». Пуленепробиваемый, под стать одному на все случаи жизни лицу актера Кавилла, персонаж. Любые возможные моральные терзания отскакивают от его накачанного торса с глухим звуком – охотно верится, что внутри он абсолютно полый. Бэтмену, которого Нолан в своем «Темном рыцаре» уже превратил в образец внутреннего смятения, должно быть сложнее. Но Аффлеку пока не до этого, проблески характера погибают под тяжестью брони, в которой актер чувствует себя и выглядит до смешного неловко. Как, впрочем, и в своем новом, обросшем мускулами, теле. Ждать заявленной в названии схватки, таким образом, придется не только долго, но и мучительно – самые популярные герои комиксов оказываются самыми неудачными героями для фильма.
Казалось бы, вся надежда на визуальный ряд. И в «300 спартанцах», и в «Хранителях» Снайдер обращается в первую очередь к эстетике комиксов, здесь, если и следует рисованному оригиналу, то уж очень незаметно и точечно. Сцена схватки героев еще может поразить воображение (если бы не упомянутая неуклюжесть Аффлека), как и развевающиеся на ветру плащи или общая многозначительная темнота кадра, в которой толком не разглядеть даже бэтмобиль. Остальное выглядит не откровением, а просто качественно снятым блокбастером со всеми обязательными атрибутами жанра – вплоть до наличия нехороших русских. Помимо них в эпизодах мелькают и слуга Альфред (Джереми Айронс), и главред Перри Уайт (Лоуренс Фишберн) – обоим делать в фильме, к сожалению, абсолютно нечего, и Чудо-Женщина…
Героиню Галь Гадот создатели берегут до самого финала, хотя даже в столь ограниченное экранное время она одним своим появлением с легкостью затыкает за пояс и земную женщину Лоис Лейн, и мужчин с суперспособностями. На секунду в кадре оказываются другие будущие герои франшизы, скоростной хулиган и воришка Флэш и повелитель морских глубин Аквамен – менее популярные, но гораздо более неоднозначные, а оттого интересные персонажи. Настолько, что, возможно, даже Снайдеру не удастся их испортить.