0
2846
Газета Кино Интернет-версия

20.02.2016 00:01:00

Берлинале-2016: на «Золотого медведя» претендует восьмичасовой фильм

Тэги: берлин, берлинале, кино, лав диас


берлин, берлинале, кино, лав диас Режиссер сознательно снял фильм в редком формате. Кадр из фильма

В Берлине состоялась премьера конкурсного фильма «Колыбельная скорбной тайне» филиппинского режиссера Лава Диаса. Вдохновленной реальными событиями, а также национальными мифами и легендами исторической черно-белой драмы, снятой в редчайшем для современного кино формате 3x4 и с еще более редким хронометражем – 8  часов. 

Лав Диас в этом смысле верен себе – продолжительность картины «От предшествующего» 2014 года – 6 часов, но и она далеко не первая подобная в фильмографии режиссера. И вновь – размышление на тему филиппинской истории. Революция в колонизированном еще в XVI веке испанцами островном государстве произошла лишь в конце XIX – один из его предводителей Андрес Бонифасио в фильме не появляется, оставаясь символом, как и еще один вдохновитель революции, доктор Хозе Ризаль, или мифический герой, непобедимый воин Бернардо Карпио. С этими именами на устах живут персонажи «Колыбельной», будь то поэт-активист и противник насилия Исагани (Джон Ллойд Круз), спасающий, по сути, врага, когда-то героя, а ныне коллаборациониста Симона (Пиоло Паскуаль). Или жена Андреса Бонифасио, Грегория де Хесус, все время разыскивающая схваченного правительственными войсками мужа. Все они бродят по живописному мистическому лесу у подножия двух гор-близнецов, где в пещерах обитают ожидающие пришествия спасителя адепты религиозного культа, а среди деревьев можно встретить настоящих фольклорных монстров – людей-лошадей. 

Революция, как поле сражения, остается у Диаса за кадром – лишь пара выстрелов, пара заплутавших военных, сцена страшной резни и та показана уже после своего окончания. Внимание сфокусировано на людях, выброшенных за пределы жизни, растерянных, неприкаянных – «народ в поисках своей души». Главные герои проходят медленный путь от предательства к искуплению и прощению, а вместе с ними сама картина движется от первой своей части, полной сентиментальных песен и любовных писем, ко второй, снятой в духе магического реализма. 

Форма у Диаса превалирует над содержанием, она как заклинание – построена на повторах, циклична, почти неизменна. Квадратный экран, черно-белые кадры, контровой свет, источник которого разгадать не всегда просто. Камера совершенно статична. Не она следует за героями, а они каждый раз входят в поле ее видимости – «вкручиваются в кадр», как делал когда-то Клаус Кински в фильмах Вернера Херцога. Природа, как и полагается, живая и немного сказочная. Из леса, раскинувшегося между двумя одинаковыми горными вершинами (чем не «Твин Пикс»?), кажется, нет выхода, а его обитатели, предлагая помощь, только водят кругами. Вместо музыки – шелест листьев, стрекотание кузнечиков, позднее – шум прибоя. 

Поначалу кажется, что Диас намеренно затягивает некоторые кадры – каждую песню здесь допоют до конца, каждое стихотворение прочитают от первой до последней строки. Но, повторяясь из раза в раз, это вдруг становится приемом – режиссер не спешит, создавая гипнотизирующее, медитативное зрелище. Наполненное при этом смыслом, сюжетом, персонажами – выходит поэтическое кино, которое непривычно для этого жанра задается, может, наивными, но социально важными вопросами не меньше, чем вопросами бытия. Чтобы осознать свое предназначение, персонажам – возможно, будущим героям революции, которым удастся то, чего не успели их предшественники, – приходится встретиться лицом к лицу с самыми большими страхами (от боязни умереть до боязни убить) и самыми главными врагами. И, конечно, пережить своего рода мистический опыт – от религиозных обрядов до встречи с фантастическими созданиями.

Для зрителей «Колыбельная» – опыт не в меньшей степени. Местами убаюкивающее, местами раздражающее кино, которое начинаешь смотреть, чтобы проверить свои силы, и остаешься, не в силах оторваться. «Колыбельная», чей сюжет полон домыслов и неточностей, не историческое исследование, а кинематографическое. Исследование того, как выглядит и ощущается экранное время, сколько оно длится, в какое взаимодействие вступает со зрителем. Вопрос в том, какое впечатление произведет фильм на членов жюри Берлинале во главе с Мэрил Стрип. Несмотря на то что тема и ее воплощение скорее всего совершенно не близки судьям, а перспектива просмотра столь длинного фильма и вовсе вряд ли обрадовала кого-то из них, дать фестивальный приз Лаву Диасу могут в том числе и вопреки: «Колыбельная» не вписывается в рамки кино не только зрительского, прокатного, но даже того, что принято называть фестивальным. И было бы странно не отметить этот факт.  

Берлин


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
999
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1354
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1028
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
857

Другие новости