«Бруклин» аккумулировал все черты ретромелодрамы. Кадр из фильма
Премьера «Бруклина» состоялась на американском фестивале «Сандэнс» в прошлом январе, после чего за право выпустить картину в прокат сражались сразу несколько компаний. В итоге год спустя фильм собрал кассу втрое больше своего скромного бюджета и получил три номинации на премию «Оскар», среди которых «Лучший фильм года», «Лучшая актриса» и «Лучший адаптированный сценарий». Лента режиссера Джона Краули, в копилке которого пока только давний берлинский приз, является экранизацией одноименного романа ирландского писателя, неоднократно попадавшего в шорт-лист Букеровской премии, Колма Тойбина.
Девушка Эйлис (Сирша Ронан) уезжает из ирландской деревеньки, где все друг друга знают, а из развлечений – воскресные танцы и сплетни, в Нью-Йорк. Там ее ждет новая работа и, ясное дело, новая жизнь, в Бруклине. Уже на корабле попутчица – опытная американская ирландка – учит девушку краситься, одеваться поярче и держаться поуверенее. От тоски по дому, матери и сестре это не спасает, и долгие месяцы Эйлис оплакивает то, от чего совсем недавно так радостно бежала. Пока не знакомится на танцах с итальянцем Тони (Эмори Коэн), любовь к которому наконец возвращает девушке радость жизни. Но мечты о безоблачном будущем в одночасье разбиваются о суровую реальность: печальные вести с родины заставляют Эйлис отправиться в бессрочное путешествие домой, где ее новая американская жизнь и любовь к Тони пройдут испытание горем, счастьем и рыжеволосым ирландцем в исполнении Донала Глисона.
Классическая мелодрама как по форме, так и по содержанию, «Бруклин» интересен не столько самой историей про «чувства и чувствительность», а чуткостью обращения с ней авторов картины. Начиная с декораций и костюмов (действие происходит, судя по всему, в середине прошлого века), музыкального сопровождения с народными ирландскими песнями в оркестровой аранжировке, одинакового пристального внимания как к прическам, так и к акцентам (в российском прокате картину можно будет посмотреть с субтитрами). И заканчивая безупречным актерским составом во главе с Сиршей Ронан, выросшей из странноватого и угловатого подростка из «Искупления» Джо Райта и «Милых костей» Питера Джексона в настоящую диву – причем с учетом какой-то нездешности и несовременности внешности актрисы, диву не нынешних времен, а скорее золотого века Голливуда.
Очень тихое, даже молчаливое кино, где почти всегда говорят вполголоса – а то, того и гляди, строгая и набожная ирландская тетушка наругает, – но молчат выразительно и многозначительно. Сама история Эйлис звучит будто приглушенно, за ней отчетливо, но ненавязчиво проглядывает необходимый исторический контекст. И здесь для режиссера оказывается достаточным показать рождественский обед для безработных ирландских эмигрантов, «пробежаться» камерой по лицам этих истинных строителей Нью-Йорка – такой эпизод стоит любой полноценной социальной драмы.
И весь «Бруклин» – такое же ровное, будто с закругленными углами кино, где любовные соперники – один лучше другого, где самый большой грех – очаровательное легкомыслие, а единственная очевидная злодейка, сварливая хозяйка бакалеи, все равно в итоге творит добро, подталкивая героиню к верному выбору. Отсутствие драматического напряжения принято считать недостатком, однако этому фильму оно лишь на пользу – более того, чуть ли не главное его достоинство. Еще один признак времени, о котором снят «Бруклин», еще одна ретродеталь – как будто сам фильм, целиком, появился откуда-то из середины прошлого столетия.