0
3022
Газета Кино Интернет-версия

01.12.2015 00:01:00

Сказки и мифы Эльдара Рязанова

Тэги: эльдар рязанов, некролог


258-16-05.jpg

В фильмографии режиссера – три десятка фильмов, по-настоящему народных, всегда не просто комедий, а трагикомедий.

По иронии судьбы многим картинам Рязанова, которые не сходят с экрана десятилетиями и на которые не так просто было попасть, цензоры прочили провал, но точку в споре всегда ставили зрители. Так было даже с самой «Иронией судьбы...» (1975), снятой по пьесе Рязанова и Эмиля Брагинского. Ни в Госкино, ни на телевидении сперва не увидели в сценарии ничего, кроме пропаганды пьянства. Однако благодаря председателю Гостелерадио Сергею Лапину добро на съемки дали. И Рязанов со свойственной его стилю простотой, но в то же время тонкостью, умением и точно подобрать актеров, и работать с ними, и расставить акценты, превратил изначально не более чем комичную историю о пьяной путанице в почти сказочную историю любви. Успех был ошеломительным.

А количество повторов «Иронии...» не поддается учету. Вроде бы и знаем наизусть, и видели десятки раз, а переключить рука не поднимается.

И так можно сказать о любом из рязановских фильмов. Начиная с первой «Карнавальной ночи», снятой режиссером в 1956 году. В то, что фильм станет лидером проката и полюбится зрителем – а именно так и произошло, – поначалу не верил даже сам режиссер, мучительно подбирая актеров и перерабатывая казавшийся ему скучным сценарий. Буквально заставлял Рязанова закончить фильм сам Иван Пырьев, он же первым разглядел в Людмиле Гурченко идеальную исполнительницу главной роли. И как ни старались на студии сделать премьеру максимально незаметной для зрителя, чтобы показать и забыть как страшный сон, – кота в мешке не утаишь.

«Берегись автомобиля!», «Старики-разбойники», «Ирония судьбы...», «Гараж», «Служебный роман» – все они будто рассказанные кем-то байки, правдивые и не очень, но ставшие частью советской, а потом и российской мифологии. В основе многих сценариев и фильмов Рязанова – и правда, реальные истории. Этому и обязан в том числе их народный успех, но лишь отчасти. Благодаря режиссеру, который каждую из таких услышанных или придуманных баек превращал в более сложную, смешную и обязательно слегка грустную, но всегда честную по отношению к героям и зрителям историю. Найти и узнать себя в фильмах Рязанова нетрудно – и на таком узнавании, на попытке заставить зрителя посмеяться в первую очередь над собой, посмотреть на себя в зеркало, но с иронией, и должна строиться любая настоящая комедия. Вопрос лишь в режиссерской интонации – язвительную, саркастическую, осуждающую российский зритель как не принимал, так и не готов принять, кажется, по сей день. А рязановские фильмы отличает хоть и точность, но беззлобность изображения – оттого это зеркало до сих пор так по душе и старым, и новым поколениям зрителей.
«НГ»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
706
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
800
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1143
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
918

Другие новости