|
Перечислять регалии и заслуги Михалкова можно, кажется, бесконечно. Как и хвалить или ругать его фильмы. Все это свидетельствует, пожалуй, лишь об одном бесспорном факте: за полвека творческой деятельности Никита Сергеевич безусловно стал и остается одной из ключевых, пусть и неоднозначных, фигур российского кинематографа.
Вряд ли найдется хоть один человек, не знакомый с биографией Никиты Михалкова – не меньшим достоянием нации, чем любой из его фильмов. Сын литератора Сергея Михалкова и поэтессы и переводчицы Натальи Кончаловской не остался в тени знаменитых родителей (как, впрочем, и его старший брат Андрей). Дети по стопам родителей не пошли, посвятив себя кино и театру. Никита Михалков поступил в Щукинское училище, из которого на 4-м курсе был исключен за то, что пошел сниматься в кино. Вместо того чтобы восстанавливаться, сменил вуз на ВГИК, а актерское отделение – на режиссерское. Впрочем, карьеру в кино начал все-таки в качестве исполнителя: после пары эпизодических ролей получил главную в 18 лет, в фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве».
После нескольких короткометражек, снятых в конце 60-х, Михалков решился на первый режиссерский опыт – в 74-м, когда на экраны вышла картина «Свой среди чужих, чужой среди своих», ему было 28 лет. А потом один за другим идут без преувеличения выдающиеся картины: «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров», «Родня» и, конечно, «Утомленные солнцем» (продолжение «Утомленных» – для другого разговора).
Посвятив себя режиссуре, Михалков не забывал об актерской деятельности – ролей в разы больше, чем снятых им фильмов. Все как одна – превосходные.
Как бы там ни было, режиссура Михалкова, сросшаяся в чем-то со сложившимся в народе карикатурным образом барина в шубе, разъезжающего по деревне (о которой Михалков снял заслуживающий внимания документальный телефильм) и сокрушающегося по поводу того, какую Россию мы потеряли, на поверку оказывается лучше многих других образцов нового кино.
«НГ»