Образ викторианской Англии. Кадр из фильма
Прошлый фильм Винтерберга «Охота» был номинирован на «Оскар», «Золотой глобус», участвовал в Каннском кинофестивале, где исполнитель главной роли Мадс Миккельсен был признан лучшим актером. Новая работа режиссера – экранизация романа Томаса Харди «Вдали от обезумевшей толпы» – пока может похвастаться разве что спецпоказом в рамках ММКФ и выходом в российский прокат.
Фамилия режиссера вряд ли привлечет в кинотеатры широкую публику, так что полагаться стоит на актерский состав во главе с англичанкой Кэри Маллиган в роли Батшибы Эвердин.
Унаследовав от одного из родственников огромную ферму, она в одиночку принимается руководить огромным хозяйством, стадами овец и прислугой. Окружающим ее мужчинам все это кажется не женским делом: богатый и одинокий сосед Уилльям Болдвуд (Майкл Шин) предлагает руку, сердце и совместное управление, молодой сержант Фрэнсис Трой (Том Стерридж) очаровывает трюками с саблей, но, будучи выходцем из знатной семьи, умеет только устраивать шумные праздники и приумножать долги. Третий ухажер Батшибы – простой работяга Габриэль Оук (Маттиас Шонартс) – всю дорогу остается для героини верным пастухом, способным в одиночку спасти стадо овец от смертельного недуга, и жилеткой для оплакивания любовных неудач. Какой бы независимой ни была Батшиба, к финалу ей все-таки придется выбрать одного из троих, чтобы жить с ним долго, счастливо и умереть в один день.
Несмотря на то что оканчивается роман Харди весьма традиционно, то есть свадьбой, автора в конце XIX века все равно критиковали за создание нетипичной для литературы викторианской Англии героини. Зато неудивительно, что именно сейчас образ Батшибы оказался востребованным особенно в зарубежном кино, где истории про сильных женщин можно считать тенденцией последних двух лет. В этом смысле роль Батшибы Эвердин выглядит интересной с актерской точки зрения, так как для понимания того, почему ею одержимы сразу трое завидных женихов, одной привлекательной внешности явно недостаточно. Да и назвать Кэри Маллиган классической голливудской дивой никак нельзя: миниатюрная англичанка с хитрым взглядом и блуждающей по лицу ироничной ухмылкой.
Именно на этом игривом лукавстве, которое, по задумке, свидетельствует о ее бунтарском духе и высоком уровне интеллекта, Маллиган выстраивает характер своей героини. А свою силу, как и слабость, показывает лишь в нескольких эпизодах, когда отчитывает работников фермы за недобросовестность, бесстрашно увольняя двухметрового бугая-управляющего, или когда дает волю слезам после предательства одного из возлюбленных.
Вопрос о том, почему, раз за разом наталкиваясь на отказ, мужчины продолжают, подобно стаду овец, плестись за Батшибой, так и остается, по сути, открытым. А экранизация Винтерберга – не более чем пересказом событий романа, снятым действительно «вдали от обезумевшей толпы», вдали от города, в мало изменившихся со времен Харди декорациях одного из английских графств. В эти бескрайние поля режиссер переместился из современной камерной обстановки своих предыдущих фильмов. Снятой в 1998 году еще по законам киносообщества «Догма-95» (Винтерберг наряду с Ларсом фон Триером был одним из основателей этого движения, пропагандировавшего отказ от жанрового и исторического кино, а также от использования света, декораций, фильтров и любых камер, кроме ручных) драмы «Торжество» и триллера «Охота», сделанного уже в других условиях (с фильтрами и декорациями), но близкого и стилистически, и по смыслу. И там, и там семейная драма переплетается с социальной, а за ширмой благополучия скрываются детские травмы, психические расстройства, жестокость и прочие скелеты. Доставать их из шкафов зажиточных современников режиссеру удается куда лучше, чем разбираться в проблемах английского среднего класса полуторавековой давности.