0
5542
Газета Кино Интернет-версия

25.06.2015 00:01:00

Война как предчувствие

Тэги: ммкф, кинофестиваль, москва, премьеры, александр миндадзе, олег муту


ммкф, кинофестиваль, москва, премьеры, александр миндадзе, олег муту Они строили планы на будущее... Кадр из фильма

«Милый Ханс, дорогой Петр» – третья режиссерская работа Александра Миндадзе, третий российский фильм основного конкурса ММКФ и пока самая убедительная заявка на победу. Прокатная судьба фильма определена не до конца (он точно будет показан в Германии и Англии, а в случае с Россией нет не только даты, но и в целом уверенности в выходе на большие экраны), но его фестивальный успех сомнений не вызывает. 

«Милый Ханс...» – одна из самых ожидаемых премьер ММКФ. Не только из-за имени режиссера, но и из-за начавшейся два года назад истории с отказом Минкультуры финансировать этот проект – из-за его якобы исторической недостоверности – и предложением привлечь к работе над фильмом консультантов из Института всеобщей истории Российской академии наук и Военно-исторического общества. Деньги на производство в итоге выделил Фонд кино, а Миндадзе на пресс-конференции в рамках ММКФ на вопрос об участии в съемках тех самых рекомендованных консультантов ответил, что никаких категорических условий (и тем более цензурных ограничений) Минкультуры ему не ставило – исключительно пожелания. Но как бы там ни было, «Милый Ханс, дорогой Петр», снятый без единой батальной сцены, без единой сцены героической гибели, без других кричащих примет нового ура-патриотического кино, один из самых сильных за последнее время российских фильмов о войне. 

Одним из предложений Минкульта было перенести время действия «Милого Ханса...» в 1933–1934 годы, но, к счастью, оно осталось таким, каким и задумывал его Миндадзе, 1939 год. До начала войны герои – четверо немцев, среди которых и Ханс (Якоб Диль), работающих на советском заводе над изобретением новейших линз, строят планы на будущее, на то, как в августе 41-го поедут на отдых в загородный дом одного из них. По эту сторону экрана известно, что этому не бывать. А по ту – только тревожное предчувствие, которое выливается то в предельно театральную ссору на кухне, то в трагический случай на заводе. В тот момент появляется, наконец, «дорогой Петр» (Андрюс Даряла) – коллега Ханса с советской стороны, с которым они теперь связаны общей тайной и общим страхом.

Впрочем, и эта история, и сама война – в фильме Миндадзе, который вроде бы о ней, ее нет ни в одном кадре – идут словно фоном. Как не сказано напрямую о начале Великой Отечественной, так и странная дружба Ханса и Петра показана парой эпизодов, а сам фильм к финалу (также обманчиво) оборачивается реальной историей изобретения качественной оптической линзы.

 Молчаливыми мизансценами Миндадзе говорит больше, чем диалогами – мало кто в российском кино умеет так пользоваться безграничными (как это видно из всех теперь уже трех фильмов режиссера) возможностями кинематографа. Ритмически фильм то истерически разгоняется в самом начале, то замедляется почти до полной неподвижности – некоторые эпизоды начинают казаться затянутыми, но, когда заканчиваются, становится понятно, что другими по длительности они и быть не могли. Миндадзе в этом смысле каждый раз будто ходит по тонкой границе и ни разу не ошибается ни с ракурсом, ни с монтажом. 

Оператор Олег Муту, с которым режиссер снимал и свой предыдущий фильм «В субботу», берет фантастические по красоте и глубине крупные планы и превращает камеру в живой зрительский глаз: в одной из сцен Ханс обнимает в тесном заводском вагончике героиню Розы Хайруллиной, и мы смотрим на них сквозь толкающиеся на первом плане спины незнакомых пассажиров – невольно вытягиваешь голову, чтобы заглянуть в просветы, пока камера медленно движется в сторону.

 Трагедией, но такой же не показанной напрямую, а выраженной только в предчувствии (этот же эффект есть у Миндадзе и в первом фильме «Отрыв», и в картине «В субботу»), заканчивается «Милый Ханс...» – такого сильного, опять же с точки зрения того, как это снято, финала в российском кино не было давно. Уже не столь важно, на какой стороне с началом войны оказались герои и погибнет ли после того, как изображение сменится черным экраном, Ханс, титры Миндадзе пускает резко и на высшей точке зрительского напряжения.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
429
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
538
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
449
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
371

Другие новости