0
8815
Газета Кино Интернет-версия

18.06.2015 00:01:00

Анна Меликян: "В нашей жизни остается один путь – снимать комедии"

Тэги: анна меликян, кинофестиваль, кинотавр


анна меликян, кинофестиваль, кинотавр Любовь бывает очень разноцветной. Кадр из фильма Анны Меликян

Новый фильм Анны Меликян «Про любовь» получил главный приз «Кинотавра». В этот раз режиссер «Русалки» и «Звезды» сделала ставку на зрительское кино и сняла несколько комедийных новелл об отношениях мужчин и женщин – с участием Владимира Машкова, Евгения Цыганова, Михаила Ефремова и Ренаты Литвиновой. Обозреватель «НГ» Наталия ГРИГОРЬЕВА поговорила с Анной МЕЛИКЯН о хороших комедиях, плохих сценариях и о том, почему в ее фильме про любовь всего один поцелуй. 

Ваш фильм на «Кинотавре» очень хорошо принимали. Вы ожидали, что зрители будут аплодировать во время показа?

– Каждый год на «Кинотавре» происходит какой-то внутренний мой ад – так я это называю. Самое страшное – это первый показ. Потому что, когда ты уже хоть один раз картину покажешь, ты уже понимаешь примерно, как ее принимает зал. Конечно, залы бывают разные, но в целом ситуация понятна. А здесь, когда показываешь первый раз, ты надеешься, что будет хорошо, но никогда не знаешь. Мы видели на «Кинотавре» разные примеры того, как это бывает. Поэтому было очень волнительно, и то, что зал так принимал, – я этого не ожидала. К тому же я первый раз в жизни находилась в зале, обычно я никогда не смотрю – ни «Русалку», ни «Звезду», я всегда уходила. А здесь усилием воли решила остаться и, конечно, не жалею, потому что это такой прилив адреналина, эмоций, и думаешь, что ради этого и стоит жить – ради таких минут. 

Вы сами признаетесь, что изначально задумывали это кино зрительским и снимали с расчетом на широкий прокат. Не было в связи с этим какого-то внутреннего противоречия как у режиссера и сценариста?

– Не было, потому что первый раз в жизни совпало то, что мне интересно, и то, что может быть прокатным кино. Поэтому я в данном случае себя никак не обманула, не предала, я так же, как обычно, снимала исключительно то, что мне очень нравится. Просто я позвала известных артистов, но было счастьем работать с ними. Я впервые таких звезд позвала и поменяла даже свое мнение об этом, потому что раньше мне как-то казалось, что это не очень интересно и надо искать новые лица. А сейчас нет, мне кажется, что и это тоже имеет место быть, это очень интересно – работать с известными людьми. Так что я по-прежнему для себя делала очень честное кино, просто мне кажется, что оно действительно может быть интересно широкому зрителю.

Почему вообще, как вам кажется, существует эта проблема в российском кино: либо низкопробные, но зато пользующиеся огромным зрительским успехом фильмы, либо качественное авторское кино, которое не идет дальше фестивальных показов? Ваш фильм в этом смысле уникален.

– Для меня это тоже загадка. Скажу, почему я взялась за эту тему: после своих короткометражек я поняла, что тема отношений очень востребованна. Люди хотят кино о себе, хотят ассоциировать себя с героями, а им этого не дают. Есть либо очень многозначительное авторское кино, которое видит действительно очень узкий круг зрителей, либо есть какие-то прилизанные, тупые комедии – да, они могут быть смешными, как анекдоты, но себя сложно ассоциировать с этими героями. И, мне кажется, в моем фильме есть такое попадание – есть и юмор, и мысль, и узнаваемость. Для зрителя очень важно узнать себя в герое. Когда мне говорят: «Ой, это прямо про меня», тогда я понимаю, что все нормально.

«Про любовь» – первая комедия в вашей фильмографии, что отличает эту картину и от «Русалки», и от «Звезды». Как вы пришли к этому жанру?

– Из короткометражек, я каждый год их снимала, – «Про любовь», «Про любовь – 2». Мне нравятся эти мои короткометражки, мне показалось, что там я более смелая. Может быть, это связано с тем, что ты делаешь это очень коротко и несешь меньше ответственности, работаешь, ни на что не оглядываясь – ни на фестивали, ни на критиков. Потому что все равно, когда ты снимаешь большое кино, хоть и говоришь, что не думаешь об этом, где-то в подкорке, конечно, думаешь. А короткий метр – ты не думаешь даже о зрителе, потому что делаешь это кино для одного вечера, для одного благотворительного аукциона, по сути (коротметражки Меликян были показаны на благотворительном аукционе Светланы Бондарчук Action! – Н.Г.). И там что-то такое рождается, что невозможно в большом кино. Исключительно благодаря этим фильмам мне это все так понравилось, что я захотела и большое кино такое же – хулиганское, не задумываясь. Мне захотелось быть свободной. Даже в изображении. Я оператору Феде Ляссу иногда говорила: «Ну а как вот такой свет? Это же какая-то эстрада, это же пошло!» А он мне говорил: «Аня, надо быть свободной. Это дает эмоцию, значит, это прекрасно. Ни на кого не смотри, ни на кого не оглядывайся, будь свободной».  Так мы и снимали это кино – просто делали то, что чувствуем, то, что нам нравится. И плевать, что скажут. Если говорить о каком-то развитии, то для меня это шаг в сторону свободы – и это очень важно.

Я знаю, что вы сняли фильм буквально за считаные дни. Это потому, что было легко и была эта самая свобода?

– Не то чтобы было легко. Но мои короткометражки – они были очень быстро сняты, и я поняла, что и в этом тоже заложено нечто очень важное. Потому что полный метр – это когда ты полгода готовишься, три месяца снимешь, потом еще год монтируешь, и к концу монтажа ты всегда ненавидишь это кино. И я поняла, что надо попытаться сделать все очень быстро, не затягивать, потому что, как только ты затягиваешь, появляется какая-то мертвечина сразу, все немножко подыхает. Это должно было быть полуимпровизационно все, и в этой связи, конечно, была очень тяжелая съемка, потому что мы сняли за 25 дней, а кино-то довольно большое, с массой объектов – то есть работа была физически на износ. Ночная смена утром заканчивалась, и тут же приезжала другая партия артистов, и мы продолжали снимать, были как сомнамбулы, спали по несколько часов. Сценарий доделывали по пути, придумывали финалы: с одной стороны, я с ужасом думала: «Что я творю?», с другой – все время говорила себе: «Так и должно быть. Один раз в жизни попытайся сделать так». Даже монтаж мы хотели продлить, пересмотреть, но в какой-то момент я отпустила. 

Не думали пригласить разных сценаристов, чтобы каждый из них написал свою короткометражку? Это распространенная практика.

– Мы объявили конкурс сценаристов, и мне прислали очень много сценариев, но они все были очень плохого уровня и качества, и мне ничего не понравилось. Я хотела, чтобы были разные сценаристы, у меня была такая задумка – режиссер я одна, а сценаристы все разные. Но, к сожалению, этого не произошло. Это самая моя большая печаль, что нет текстов, с которыми хотелось бы провести год жизни.

Ставили себе какие-то ограничения, когда работали над фильмом «Про любовь»? Есть ли для вас какие-то табу в этой теме или, например, в жанре комедии?

– Мы попытались избежать трупов и смертей в этом фильме, и, наверное, какую-то физиологичность или сцены жесткого секса это не предполагало, потому что другой язык, другая подача – а не потому, что мы этого боимся. Есть другие фильмы, где мы можем снимать откровенные сцены, но здесь это было не нужно, и мне понравилась сама идея рассказывать про секс и про любовь, не показывая. У нас за весь фильм один раз только поцеловалась героиня Марии Шалаевой с героем Василия Ракши. То есть фильм про любовь, но никто даже не целуется (смеется). 

На фестивале «Движение» в Омске показывали пилотный эпизод сериала «Не телки», который вы продюсируете. Какова судьба этого и других ваших телевизионных продюсерских проектов?

– Сейчас заканчивается постпродакш «Не телок», и я надеюсь, что осенью выйдет эта прекрасная кинолинейка. Это не совсем сериалы – по восемь серий, это скорее длинные фильмы. То есть будет линейка таких киносериалов, и наши «Не телки» стоят в одном ряду с фильмами, которые сняли Вадим Перельман («Измены»), Борис Хлебников («Озабоченные»). Кроме того, сейчас мы закончили 20 серий проекта «Дневник Луизы Ложкиной» – сериала, который сняла дебютантка Аня Саруханова. А этим летом мы будет снимать сразу несколько «пилотов» для разных каналов, которые, я надеюсь, вырастут в полноценные сериалы – вот такое будет лето «пилотов».  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1001
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1358
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1032
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
859

Другие новости