Критики предсказывают актрисе Шэйлин Вудли большое будущее. Кадр из фильма
Свою трилогию романов Вероника Рот начала писать в 2011 году, уже после появления и вампирской саги «Сумерки» Стефани Майер, и «Голодных игр» Сьюзан Коллинз. Оказалось, потребность в еще одной фантастической истории о подростках существует – книги Рот стали бестселлерами, а потом и голливудской кинофраншизой с восходящей звездой Шэйлин Вудли в роли юной и неспокойной мятежницы. Во втором фильме она бросает очередной вызов системе, доказывая, что спасти мир могут лишь те, кто в нее не вписывается.
«Дивергент» выглядит на фоне тех же «Сумерек» и «Голодных игр» продуктом вторичным – но не лишенным, впрочем, достоинств. Придуманный Вероникой Рот мир можно считать вполне реалистичной моделью постапокалиптического будущего: уцелевшие люди, спрятавшиеся в обнесенном стеной полуразрушенном Чикаго от внешнего, якобы враждебного мира, разделились на фракции по способностям. Эрудиты, бесстрашные, искренние, самоотверженные, дружелюбные – каждый выполняет свою функцию. Есть, конечно, и погрешности. Так, самые умные (эрудиты) негласно управляют всеми остальными, люди, не согласные с политикой партии и не вступившие ни в одну фракцию, зовутся изгоями и прячутся по трущобам. А те, кто, напротив, обладает всеми качествами сразу – дивергенты вроде главной героини Трис, – вызывают у руководства опасения. В первой части девушка безуспешно пыталась спасти мать, отца и фракцию «Отречение», в которой родилась, от геноцида. Во второй – собирается отомстить за убитых друзей и родственников главе «Эрудитов» Джанин (Кейт Уинслет). Отсюда, к слову, и название второй части трилогии – «Инсургент», то есть повстанец. У героини Уинслет на Трис свои виды: в ее руках оказывается таинственная коробка с посланием от отцов-основателей – и, как уверена Джанин, с рецептом уничтожения инакомыслящих (дивергентов), вносящих постоянную смуту. По злой иронии получить доступ к письму может только дивергент – да еще и самый что ни на есть стопроцентный.
Немного наивная трилогия Вероники Рот на экране превращается в гораздо более невинное, даже детское кино – в сравнении с теми же «Сумерками» и «Играми», которые от книги к книге и от фильма к фильму все-таки эволюционируют в сторону более зрелой, мрачной драмы. Первого же «Дивергента» почти не отличить. Все тот же бег с препятствиями по полям и лесам, перестрелки и короткие передышки на решение этических дилемм и дел сердечных – есть даже стремительная любовная сцена, снятая, однако, крайне сдержанно, с расчетом на малолетнюю аудиторию. Из первой части перекочевали и испытания внутри смоделированной на компьютере реальности – Трис вновь доказывает свою универсальность и дивергентность. Зацепиться взглядом в этом случае, по крайней мере для тех, кто видел первую часть, можно разве что за новую короткую стрижку героини. Кейт Уинслет и Наоми Уоттс (актрисе досталась такая же крошечная, как и у ее коллеги, роль главы изгоев), чьи имена могут завлечь на фильм не только целевую аудиторию подростков, но и их родителей, в кадре, к большому сожалению, не делают ровным счетом ничего.
Самый интересный персонаж достался звезде прошлогоднего хита «Одержимость» Майлзу Теллеру – его герой, единственный из всех, с определенной долей изобретательности и коварства обманывает окружающих и скрывает истинные мотивы. Впрочем, делает это все равно грубовато и предсказуемо – точно так же, как пытается донести автор основную мысль своего произведения до читателей. Ключ к миру во всем мире – в тех, кто не похож на остальных, но прийти к этой мысли (понятной, в общем-то, с самого начала) зрителей вынуждают относительно окольными путями. Сначала вроде как нужно притвориться, что веришь в идеальную систему разделения на фракции, потом вместе с героями разочароваться в ней, далее еще пару раз поменять свое отношение, чтобы в финале вернуться к самой первой простейшей мысли – смысл антиутопии в изначальном несовершенстве описанного в ней мира и борьбе с этим. В случае с «Дивергентом» схватка продолжится уже в следующем году, с выходом нового фильма.