Героиня Мэгги Смит может смело сказать, что на пенсии жизнь только начинается. Кадр из фильма
Жанр «комедия», впрочем, не совсем точно описывает как первый, так и второй фильм про «лучший из экзотических отелей». Обе части являются скорее бенефисом сразу нескольких британских актеров – выдающиеся старики вроде Мэгги Смит, Джуди Денч и Билла Найи гоняют на мопедах, танцуют, влюбляются и начинают жизнь заново на седьмом десятке. Для сиквела режиссер Джон Мэдден добавил в эту беспроигрышную формулу еще больше индийского, даже болливудского колорита – и Ричарда Гира.
За несколько месяцев, отделяющих события первого фильма от событий второго, отель для пожилых людей в одном из городов Индии стал не только домом для всех героев, но и прибыльным бизнесом для хозяина Санни (Дев Патель). Он мечтает о расширении и для этого отправляется вместе со своим партнером и другом, чопорной Мюриэл (Мэгги Смит), на встречу с потенциальными инвесторами. Те, в свою очередь, готовы дать денег, но для начала обещают прислать тайного инспектора – как назло в назначенный час в «Мэриголд» прибывают сразу двое новых постояльцев.
Как и в первой части, параллельно с основной сюжетной линией развиваются сразу несколько побочных – в основном любовных. Пока одна пара готовится к свадьбе, вторая проходит испытание моногамностью, пока кокетка Селия Имри выбирает одного из двух (а может, и трех) женихов, застенчивая Джуди Денч никак не решается признаться в чувствах герою Билла Найи – он, впрочем, боится того же. Не стоит забывать и про новичка Гира, которому достается своя порция индийской экзотики. Ее ко второй части становится куда больше – режиссер заполняет паузы то танцами, то национальными церемониями, что добавляет фильму лишние, но по крайней мере не скучные полчаса экранного времени. Мэдден ловко чередует комические, романтические и драматические ноты – после смеха и умиления наступает черед светлой грусти. Про смерть здесь всю дорогу говорят непринужденно, прекрасно понимая, что однажды утром кто-то из обитателей отеля не откликнется во время традиционной утренней переклички.
Уже во второй раз Мэддену удалось не поставить никого из актеров-мэтров в неловкое положение – в этом, пожалуй, и заключалась изначально главная миссия режиссера, потому что все остальное Мэгги Смит и компания с легкостью делают сами. Язвительно, по-черному, шутят, по всем законам британского юмора, ввязываются во всевозможные авантюры – это уже по канонам индийского кино. И не дают себе профессиональных поблажек, не боятся быть смешными, активными, трогательными, хотя каждый из них с легкостью, за все прежние заслуги, мог бы работать в кадре этаким свадебным генералом. Вслед за своими персонажами исполнители становятся живой иллюстрацией к той простой идее, которую Мэдден сделал главной еще в своем первом «Отеле», – жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на спокойную пенсию. Тем более когда в мире еще есть хорошие роли.