Фото с официальной страницы Андрея Кончаловского в социальной сети
Оглашение номинантов на премию «Ника» за 2014 год состоялось 3 марта в Экспоцентре. Всего выдвинуто было 114 картин (игровых, неигровых и анимационных).
Первый тур «академического» голосования (из шестисот членов Академии проголосовали чуть больше половины) прошел с 1 по 19 февраля, - собственно, отсюда и список номинантов. Второй этап пройдет с 3 по 19 марта; имена лауреатов будут названы 31 марта на торжественной , 28-ой по счету церемонии в московском музыкальном театре Русская песня».
Открыл мероприятие неизменный Юлий Гусман со своим неизменным юмором – мол, вот она, минута славы, которая бывает раз в году - наконец, довелось выйти из подвалов, дабы камеры могли запечатлеть и т.д. «Не буду представлять рабочего, мягко говоря, президиума – вы все и так его прекрасно знаете» - а кроме него в президиуме находились генеральный директор премии Игорь Шабдурасулов и президент Академии Андрей Кончаловский.
Были названы имена лауреатов в особых номинациях, это Лия Ахеджакова ( «Честь и достоинство» ), основатель и бывший директор Музея кино Наум Клейман ( «За вклад в кинематографическую науку») и сценарист Юрий Клепиков (спецприз «За выдающийся вклад в кинематограф»).
После чего актриса Лиза Арзамасова огласила список номинантов.
Лидерами по числу номинаций, конечно, стали «Левиафан» Андрея Звягинцева (11) и «Трудно быть богом» Алексея Германа-старшего (10).
Собственно, фигурировали одни и те же названия, что фигурировали и на «Золотом Орле», и на «Белом Слоне» - что в номинации лучший игровой фильм ( «Левиафан» Андрея Звягинцева, «Трудно быть богом» Алексея Германа – старшего, «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского, «Испытание» Александра Котта, «Дурак» Юрия Быкова), что в номинации лучшая режиссерская работа (Алексей Герман («Трудно быть богом»), Андрей Звягинцев («Левиафан»), Андрей Кончаловский («Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»), что в номинации лучшая сценарная работа (Юрий Быков («Дурак»), Андрей Звягинцев, Олег Негин («Левиафан»), Светлана Кармалита, Алексей Герман («Трудно быть богом») .
Одни и те же фамилии прозвучали и в прочих номинациях (в номинации «Лучшая женская роль» Елена Лядова («Левиафан»), Агния Кузнецова («Да и да»), Северия Янушаускайте («Звезда»), в номинации «Лучшая мужская роль Артем Быстров («Дурак»), Александр Збруев («Кино про Алексеева»), Алексей Серебряков («Левиафан»), Леонид Ярмольник («Трудно быть богом»). После недавнего «Белого Слона» - прямое ощущение дежавю («Лучшая мужская роль второго плана - Владимир Вдовиченков («Левиафан»), Роман Мадянов («Левиафан»), Юрий Цурило («Трудно быть богом»), «Лучшая женская роль второго плана» – Дарья Мороз «Дурак», Наталья Суркова «Дурак» Анна Уколова «Левиафан»).
В номинантах не оказалось фильма Никиты Михалкова "Солнечный удар" – по словам Гусмана, продюсеры картины попросили снять ее со всех номинаций.
Как только список номинантов был зачитан - с места поднялся Леонид Павлючик с вопросом, а не было ли и у Кончаловского соблазна снять свою картину с конкурса? «Нет, не было никаких соблазнов» - на удивление добродушно откликнулся на провокационный вопрос Андрей Сергеевич. Тут выскочила я: «Господа, я бывшая блондинка, поэтому простите мой вопрос – почему не прозвучало имя Арсения Гончукова и его фильм «Сын»? Мне кажется, им пророчили…». Почтенный президиум замер, и мы с ним уставились друг на друга, как столкнувшиеся на дорожке жуки. Первым отмер Гусман: «А-а, я видел, где-то Гончуков говорил об этом, Гончуков ошибся…Голосовавшие не проголосовали, потому что не видели его фильма». То же самое до меня попытался донести сидящий рядом со мной академик Аркадий Инин: «Блондинка, нам не посылают дисков с фильмами, кто сам что посмотрел – за то и голосует». Сердце порадовал Кончаловский, сказавши: «Несколько лет назад казалось, что все уходит в черную дыру коммерческого кинематографа, а сейчас появилось множество хороших фильмов талантливых режиссеров, в том числе те, что не были номинированы – «Сын» Гончукова, «Как меня зовут» Сайфуллаевой». А еще Кончаловский сказал, что сегодня можно снимать на коленке и на айфоне, и что чем меньше денег, тем больше свободы и изобретательности у творца. «Это подходит для молодых людей, которых разрывают образы. Будущее принадлежит тем, кто готов вложить последнюю копейку, но увидеть свои идеи воплощенными».
Закончилось мероприятие фуршетом с приятными людьми – Сергеем Мирошниченко, Леонидом Ярмольником, Аллой Суриковой, Тофиком Шахвердиевым, Алексанрдром Хваном, Еленой Лядовой. Которая оказалась не только хорошей и удачливой актрисой, но и интересным собеседником, умным и глубоким.