0
13455
Газета Кино Интернет-версия

23.02.2015 13:28:00

Оскар-2015: лучший «Бердмэн», два мексиканца и обделенный «Левиафан»

Тэги: оскар, павликовский, ида, звягинцев, левиафан, хокинг, бердмэн, иньяритту


оскар, павликовский, ида, звягинцев, левиафан, хокинг, бердмэн, иньяритту Режиссер Алехандро Иньяритту и его Оскары. Фото Reuters

Раздача призов Американской киноакадемии – главное кинособытие года - была в этот раз было особенно волнительной для России. Однако, картина Андрея Звягинцева, собравшая за последние месяцы чуть ли не все мировые кинопризы, в том числе и «Золотой глобус», на финише все-таки уступила «Иде» Павла Павликовского – два фильма соперничали на протяжении всего года, то и дело «обгоняя» друг друга по количеству номинаций и призов. Польская картина о девушке Анне, узнавшей накануне пострига в монахини о своем еврейском происхождении, о погибшей при Холокосте семье и усомнившейся в своей вере, казалось, была обречена на успех. Не только потому, что подобные истории ценят в Голливуде, но и потому что снят фильм поистине мастерски – статичная, немногословная, тонкая драма в черно-белом цвете выигрывает у того же «Левиафана» своей универсальностью и тем, что самые болезненные вопросы проговариваются не в полный голос, а тихо, даже между строк.

Победа «Иды» стала одной из первых заслуженных и ожидаемых - и в этом смысле будто задала тон всей церемонии. Результаты «Оскара-2015» можно смело назвать самыми предсказуемыми – и в то же время одними из самых справедливых за последние несколько лет. К примеру, «Отель «Гранд Будапешт» Уэса Андерсона, номинированный как лучший фильм, удостоился нескольких второстепенных призов. Красочной картине не было равных в категориях за лучшие костюмы, грим, декорации. Даже сцена кинотеатра «Кодак», где традиционно проходила церемония «Оскар», оказалась украшена почти в стиле фильма: объявлять победителей знаменитости выходили из-за кулис через двери, которые перед ними любезно открывали одетые под гостиничных портье юноши. Лишней в этом списке побед фильма можно считать разве что статуэтку за лучшую музыку. Ее унес с собой композитор Александр Депла, написавший для «Отеля «Гранд Будапешт» саундтрек, больше всего напоминающий русские народные мелодии, и оставивший таким образом без «Оскара» не менее прославленного Ханса Циммера и фильм «Интерстеллар». Потрясающую воображение картину Кристофера Нолана в целом удивительным образом обошли вниманием: она не попала в основные категории и завоевала в итоге единственный приз за визуальные эффекты. Создатели «Интерстеллара» поблагодарили за помощь физика Кипа Торна, который помогал в работе и над сценарием, и над его воплощением – кому же еще лучше знать, как должны выглядеть космические путешествия.

Коллега Кипа Торна – британский ученый Стивен Хокинг – в этом году также оказался причастным к кино, только уже в качестве не консультанта, а главного героя байопика. Картина «Вселенная Стивена Хокинга», рассказывающая историю любви и болезни самого знаменитого физика, была представлена в пяти номинациях – и победила в категории «Лучшая мужская роль». Актер Эдди Редмэйн, безупречно справившийся со сложным и эмоционально, и физически образом Хокинга, на сцене плакал, даже кричал от счастья, а свою награду посвятил не только семье профессора, но и всем, кто сражается с поразившим ученого еще в молодости неизлечимым недугом (боковым амиотрофическим склерозом).

Надо сказать, что среди номинантов в этом году преобладали биографические ленты: и «Игра в имитацию», и «Снайпер» Клинта Иствуда, и «Сельма» основаны на историях реальных людей. Награды академики распределили поровну, не обидев никого: «Игре», рассказывающей о трагической судьбе Алана Тьюринга, достался «Оскар» за лучший адаптированный сценарий, «Снайперу», снятому по мемуарам «морского котика», - за лучший монтаж звука, «Сельме», посвященной прошедшему 50 лет назад маршу Мартина Лютера Кинга, - за лучшую песню. Композиция «Glory», которую на церемонии вживую исполнили авторы Джон Ледженд и Common, заставила зал аплодировать стоя и плакать. Прослезились буквально все: от Опры Уинфри до Криса Пайна.

К слову, фильм «Сельма» вызвал немало дискуссий еще до начала церемонии: многие были удивлены и даже возмущены тем, что никто из актеров – само собой чернокожих - не был номинирован за главные и второстепенные роли. На оскаровской красной дорожке ведущие разных телеканалов то и дело задавали актерам серьезный вопрос о том, не возмущает ли их такой выбор Академии – где же, спрашивается, пресловутое многообразие? На самой церемонии ведущий Нил Патрик Харрис перевел все в шутку, когда зал аплодисментами встречал Дэвида Ойелоуо, сыгравшего Кинга: «Так теперь, значит, он вам нравится!»

На развлекательную часть оскаровской церемонии в этом году возлагали определенные надежды, но даже здесь все оказалось предсказуемым, если не сказать скучным. Комик Нил Патрик Харрис начал с музыкального номера – о его незаурядных вокально-танцевальных способностях известно каждому, а потому почти бродвейский номер-открытие с песней про кино и трехмерным видеорядом с нарезкой из киноклассики был самым логичным выбором. В течение следующих трех часов ведущий долго и неловко шутил про собственные оскаровские предсказания, непроизносимую фамилию Бенедикта Камбербэтча и про отсутствие на церемонии Эдварда Сноудена (посвященный ему фильм «Гражданин четыре» был признан лучшей документальной лентой).

Зато музыкальные выступления в этом году удались на славу: начиная с костюмированного номера под песню из фильма «Лего» в исполнении комик-группы Lonely Island и упомянутой проникновенной композиции о непрекращающейся борьбе за гражданские права из «Сельмы» и заканчивая грандиозным выходом Леди Гаги. Певица, одетая, по ее меркам, в скромное белое платье в пол и серебристый парик, исполнила несколько песен из «Звуков музыки» - киномюзикл отмечает в этом году 50-летний юбилей. Вслед за Леди Гагой на сцену поднялась и сама исполнительница главной роли, певшая те же песни с экрана полвека назад Джули Эндрюс – безусловно, самый красивый и по-голливудски сентиментальный момент церемонии.

Что же касается основных наград, то академики отдали предпочтение не байопикам, а вымышленным историям, впрочем, и в этом случае никого не удивив. Лучшим актером второго плана (а по большому счету еще и главным прорывом года) стал Дж. К. Симмонс из «Одержимости» - впервые показанного на «Сандэнсе» дебютного фильма Дэмьена Шазелла о начинающем джазовом барабанщике и его преподавателе-садисте. Картина завоевала, помимо этого, статуэтки за монтаж и звук. Столь же единогласно – и, как оказалось, не напрасно - прочили «Оскар» за главную женскую роль Джулианне Мур за фильм «Все еще Элис», где она сыграла талантливого лингвиста с болезнью Альцгеймера.

Основная интрига и борьба должна была развернуться между «Бердмэном» Иньяритту и «Отрочеством» Ричарда Линклейтера. Казалось, что фильмы поделят между собой главные награды – и тот, и другой по праву могли претендовать на звание лучших режиссерских работ и лучших фильмов года. Академики, однако, предпочли «Бердмэна» почти во всех категориях. Первая статуэтка отправилась к оператору- мексиканцу Эммануэлю Любецки, ответственному не только за удивительные «эффект одного кадра» в «Бердмэне», но и за визуальные киношедевры прошлых лет, вроде «Древа жизни» Терренса Малика и «Гравитации» Альфонсо Куарона. Последний принес «Чиво», как зовут Любецки коллеги, его первый «Оскар» в прошлом году. В этот раз еще ценнее статуэтки выглядели полные восторга и обожания глаза актеров, слушавших благодарственную речь Любецки – такое очевидное и безоговорочное признание коллег дорогого стоит.

Победное шествие мексиканских кинематографистов - длинной уже в два года, учитывая прошлогоднюю победу «Гравитации» Куарона – продолжил сам автор «Бердмэна» Алехандро Иньяритту. Его наградили и за лучший оригинальный сценарий, и за режиссуру, и за сам фильм. С таким решением трудно и даже неверно спорить, ведь «Бердмэн» - мастерски, даже виртуозно снятая ода актерской профессии, театру, магии закулисья – будто вернул кинематографу подзабытое в последние годы, благодаря бездумному увлечению 3D и прочими спецэффектами, ощущение новизны и чуда. Такое явление нельзя не отметить главными кинонаградами. Однако, и «Отрочество» могло поспорить с «Бердмэном» за победу в любой из этих номинаций: Линклейтеру, работавшему над картиной 12 лет, удалось снять не похожую ни на что историю взросления – простую и одновременно сложную, как сама жизнь. И в этом тоже определенно есть магия и непревзойденная режиссура, однако оценили фильм лишь за женскую роль второго плана, сыгранную Патрисией Аркетт. «Бердмэна» же, что примечательно, обделили как раз в актерских номинация. Впрочем, к моменту финального выхода за «Оскаром» лучшему фильму о поражении Эммы Стоун, Эдварда Нортона и, самое обидное, Майкла Китона все порядком подзабыли. Оглушенный успехом Иньяритту шутил, вспоминая прошлогоднюю победу соотечественника Куарона: «Два мексиканца подряд – это подозрительно».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
1755
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
1006
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
2112
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
1151

Другие новости