0
30771
Газета Кино Интернет-версия

15.02.2015 11:24:00

Итоги Берлинале-2015: Слезы радости Панахи, триумф Чили и награда для России

Тэги: берлин, кинофестиваль, кино, берлинале, германмладший, панахи, шиппер, шумовская, гусман


берлин, кинофестиваль, кино, берлинале, герман-младший, панахи, шиппер, шумовская, гусман За опального иранского режиссера Джафара Панахи «Золотого медведя» получила племянница Хана. Фото Reuters

Церемония закрытия Берлинале-2015 оказалась полна неожиданностей, впрочем надеяться на иной исход с жюри под руководством одиозного американского режиссера Даррена Аронофски не приходилось. Впрочем, некоторые сюрпризы были приятными - "Серебряный медведь" за выдающийся вклад в искусство получили операторы фильма Алексея Германа-младшего "Под электрическими облаками" Сергей Михальчук и Евгений Привин. Оба в настоящий момент заняты на съемках, так что получать статуэтки на сцену Дворца Берлинале вместо них поднялись продюсеры картины Артем Васильев и Андрей Савельев, не только поблагодарившие жюри за награду, но и рассказавшие, как долго и мучительно шла работа над фильмом. Действительно, свой российско-украинский проект Герман-младший снимал без малого 6 лет - из-за непростых отношений между странами производство то и дело затягивалось. Так что появление фильма и его участие в конкурсе Берлинале изначально было своего рода победой. Что касается операторской работы, то награду в этой категории можно считать оправданной - именно видеоряд, с его малоподвижной камерой, вплывающими в кадр актерами, серовато-дымчатым цветом изображения, как нельзя лучше передает беспросветную картину германовского мира и является одним из главных достоинств ленты.

Победа, впрочем, была если и заслуженной, то в каком-то смысле небезоговорочной: судьи вручили еще одного "Медведя" в той же категории. На этот раз за фильм "Виктория" Себастьяна Шиппера. Еще более очевидная победа: тут и режиссер - немец, что само собой ценно для Берлинского кинофестиваля, и оператор Стурла Брандт Гровлен - настоящий экспериментатор. Триллер об одной ночи в Берлине снят буквально на одном дыхании, точнее одним двухчасовым кадром. Больше того, актерам пришлось почти полностью импровизировать диалоги, имея на руках короткий сценарий-набросок - историю о том, как испанская девушка Виктория (Лайя Коста) ищет приключений и находит их в компании бандитов-любителей, которые втягивают героиню в ограбление банка. Криминальная драма по своей структуре вполне дотягивает до голливудских стандартов, однако именно дрожащая, подвижная камера сближает "Викторию" с европейский арт-хаусом. Возможно, таким образом картина завоюет себе путь и на фестивальные показы, и в более широкий мировой прокат.

Идея раздавать двойных "Медведей" показалась жюри такой удачной, что одной номинацией Аронофски и его коллеги, актеры Одри Тоту и Даниэль Брюль, режиссеры Клаудиа Льоса и Пан Чжун Хо, а также продюсер Марта де Лаурентис, не ограничились. И выбрали сразу пару лучших режиссеров - Малгожату Шумовскую с фильмом "Тело" и ее румынского коллегу Раду Жуде с его картиной "Браво!". Оба не были очевидными претендентами на какие-либо призы: критики и публика без особо энтузиазма принимали как польскую драму, так и румынский вестерн. "Тело" оказалось весьма заурядной историей о потере близких и связанных с этим переживаниях, не помогло даже присутствие героини-медиума. Что до фильма Жуде, то выбранная им форма с одной стороны превзошла ожидания и оказалась больше, чем просто костюмной или исторической драмой. Здесь и стилизованное изображение, и полные иронии и даже сатиры едкие диалоги и монологи героев, и в целом подзабытая в наши дни проблема цыганского рабства в Румынии. И все-таки "Браво!" остается достаточно локальной историей, тяжелой для восприятия широкой аудиторией - не смотря на то, что фильм зовется вестерном, это скорее затянутое роуд-муви о погоне за беглым рабом, не дотягивающее, если на то пошло, ни до "Джанго освобожденного", ни до "12 лет рабства".

В этом году конкуренция Восточной Европе в конкурсе Берлинале составила Латинская Америка. Гран-при фестиваля досталось чилийцу Пабло Ларраину и его фильму "Клуб" - жесткой антиклерикальной сатире, столь же мрачной и кровавой, сколько смешной.

А единственная документальная лента основной программы, "Перламутровая пуговица" еще одного чилийца Патрисио Гусмана получила "Серебряного медведя" в весьма неожиданной для документального кино категории, за лучший сценарий. Несмотря на то, что сам режиссер давно живет во Франции, свои картины он традиционно посвящает родине (трилогия "Битва за Чили", "Дело Пиночета", "Сальвадор Альенде"). В этот раз Гусман взялся исследование истории коренного народа Чили, а точнее Патагонии, подвергшегося геноциду и почти полному истреблению.

Гватемальский режиссер Жайро Бустаманте, правда уже в форме не документальной, а художественной, также взялся за древнюю историю своей страны - и завоевал таким образом Приз Альфреда Бауэра за открытие новых путей в искусстве. Главные герои его фильма "Вулкан Иксканул" - потомки самих майя. По большому счёту, они до сих пор живут в мире до нашей эры, без технологий, отрезанные от цивилизации, говорят на своем древнем языке, существуют в согласии с природой и ее законами. 17-летняя Мария живет с родителями в деревне у подножия действующего вулкана - ему поклоняются, словно первобытному божеству. Родители девушки должны выдать ее замуж и выбирают достойного жениха. Она же ждет ребенка от другого и будто с самого начала знает, что лишится его - эта обреченность есть даже в бесстрастном лице актрисы, застывшем будто картина или маска.

В актерских категориях жюри Берлинале-2015 вновь решилось на беспрецедентный шаг и наградило один фильм, а точнее Тома Кортни и Шарлотту Рэмплинг, исполнивших главные роли в картине "45 лет" Эндрю Хэя. Оба актера блестяще разыгрывают кризис в отношениях пожилой супружеской пары, но, если Рэмплинг награду предрекали уже после первых весьма благосклонный отзывов и при условии, что серьезных конкуренток у актрисы в этом году не было, то награду Тома Кортни - при всём уважении - можно было бы отдать, к примеру, Элмеру Бэку из "Эйзенштейна в Гуанахуато" Питера Гринуэя.

Последний, как и другие метры Вернер Херцог и Терренс Малик, остался без призов - главного "Золотого медведя" присудили Джафару Панахи и фильму "Такси".

Эта победа - чуть не единственная действительно ожидаемая и предсказуемая. Опального режиссера, уже несколько лет снимающего кино вопреки всем запретам и ставшего в мире кино символом свободы, в Берлине любят - сюда не первый год, чуть ли не контрабандой провозят его фильмы, здесь неоднократно проходили акции в его поддержку. Однако, "Такси" заслуживает награды вовсе не по причине угнетенного положения режиссера, а потому, что объективно является сильным и талантливо сделанным художественным высказыванием.

На пресс-конференции фотографы делали концептуальные снимки одиноко стоящей статуэтки, отвечать на вопросы попросту было некому. Да и саму награду за иранского режиссера, которому запрещен выезд из страны, получали родственники - в том числе маленькая племянница Панахи Хана. Смутившись и растрогавшись на сцене, со статуэткой в руках и в слезах, она от радости не смогла сказать ни слова - успокаивать победительницу пришлось членам жюри. И эти слезы, пожалуй, стоят всех призов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
1003
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1195
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1641
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1344

Другие новости