Продюсер фильма Александр Роднянский (слева) и режиссер Андрей Звягинцев. Фото Reuters
Голливудская ассоциация иностранной прессы назвала российскую картину лучшим зарубежным фильмом. После сегодняшней, очередной для картины, награды с уверенностью можно сказать, что «Левиафан» если и не завоюет «Оскар», то по крайней мере окажется в финальном списке претендентов на награду Американской киноакадемии. Впрочем, до этого момента картину ожидает событие не меньшей значимости – 5 февраля фильм Звягинцева наконец выйдет в российский прокат.
Дату выхода «Левиафана» переносили не раз и, кажется, прогадали – в данный момент сотни интернет-пользователей безнаказанно скачивают фильм в Сети. К небольшой группе критиков, смотревших картину на фестивальных показах, прибавилась внушительная группа простых зрителей, и волна обсуждения фильма буквально захлестнула соцсети. Пока одни делились своими полярными впечатлениями от увиденного – то ли «шедевр», то ли «ничего особенного», – другие, в основном журналисты и прочие деятели киноиндустрии, призывали все-таки дождаться официального релиза и, как говорится, поддержать отечественное кино рублем.
И это случай для России гораздо более занимательный и показательный, чем все полученные и потенциальные награды «Левиафана». По тому, насколько сильно повлияет случившееся на сборы фильма в прокате, можно будет в какой-то степени судить об уровне сознательности общества в целом.
Причины провалов, пусть и небезосновательно, принято видеть во всем – от бездарности режиссеров до несовершенства самой системы кинопроизводства. Во всем, кроме невежества публики, не приученной и по большому счету не желающей учиться культуре потребления кино. Платить за фильм все еще считается чуть ли не глупостью, когда есть возможность посмотреть его бесплатно.
Можно было бы апеллировать к тому, что в Интернете появилась оригинальная, не переозвученная, версия, которую из-за принятого летом известного закона в кинотеатрах увидеть будет невозможно. Объясним и повышенный интерес к фильму в целом. Начиная с Канн, картина завоевала более 10 наград киносмотров по всему миру, автоматически превратившись в главный российский фильм не только прошлого года, но и без преувеличения последнего 10-летия. Нешуточной была и борьба за «Золотой глобус»: среди конкурентов присутствовали и шведский «Форс-мажор» Рубена Эстлунда, завоевавший в мае, как и «Левиафан», один из каннских призов, и польская «Ида» Павла Павликовского. Последний не так давно обошел «Левиафана» сразу в нескольких номинациях Европейской киноакадемии, оставив российскую картину вовсе без наград и прервав ее триумфальное шествие по мировым кинофестивалям. После сегодняшней ночи справедливость восстановлена.
При таком градусе ожидания, с одной стороны, неправильно обвинять зрителей в желании поскорее увидеть картину – тем более что правообладатели не только максимально оттянули прокат и допустили утечку копии, но и не спешат удалять незаконные раздачи с трекеров. С другой стороны, у всех нас появился шанс проявить, наконец, настоящее участие в судьбе многострадального отечественного кино. И дело даже не в том, чтобы с пеной у рта убеждать не заниматься нелегальным скачиванием, а в том, чтобы убедить себя пойти и посмотреть «Левиафан» в кино, легально и за деньги, – пусть и во второй раз.