0
2522
Газета Кино Интернет-версия

04.12.2014 00:01:00

Историкам кино нашли хорошее место

Тэги: нии киноискусства, историки кино, вгик


С конца лета в культурном сообществе активно обсуждают дальнейшую судьбу НИИ киноискусства, который уже несколько лет является подразделением ВГИКа, но по-прежнему занимал особняк в центре Москвы в Дегтярном переулке. Заметка одного из научных сотрудников НИИ на своей страничке в социальной сети повлекла за собой очередную волну слухов, развеять которые мы попросили Алевтину ЧИНАРОВУ, проректора ВГИКа по научной работе и директора НИИ киноискусства, которая ответила на вопросы корреспондента «НГ» Сергея АРХИПОВА.

Алевтина Петровна, расскажите, пожалуйста, что на самом деле сейчас с помещением НИИ? Правда ли, что рассчитывать приходится только на подвал или чердак в бывшем общежитии?

– Нет, конечно. Это вообще ерунда какая-то. Мы давно уже готовы к нашему нынешнему переселению, и этот вопрос решился тоже давно. Не сегодня. Просто нам официально сообщили о том, чего мы давно уже ждем. Не могу сказать, конечно, что этой новости ждали все сотрудники – понятно, что люди давно в этом месте работали, успели привыкнуть. Да даже переезд из одного кабинета в другой иногда происходит непросто. А тут переезд целого института, с историей. Но ВГИКу построили большой дом, который сейчас вводится в строй. А здание, которое занимал НИИ в Дегтярном переулке, находится в сложном техническом состоянии, это – памятник архитектуры, и у ВГИКа, честно говоря, даже сил нет, чтобы его поднять. А содержать его в нынешнем виде нельзя, зданию необходимы ремонт и реставрация.

Ну а статус НИИ как-то меняется с переездом?

– Нет, в статусе вообще нет никаких перемен, поскольку институт уже три года является структурным подразделением ВГИКа, и ничего от этого переезда у нас не изменится. Институт переселяют в основное здание ВГИКа, нет и речи о подвале или о чердаке. Но переезд, повторяю, – всегда сложная вещь, тем более что у института обширная библиотека, фототека, архивные материалы. Это требует помимо прочего больших физических усилий, но ничего катастрофического для работников нет и быть не может. Наоборот, условия, может, даже будут лучше. Многим жалко переезжать из центра, это очевидно и понятно, но ущерба научной работе не может быть. И никаких чердаков и подвалов не будет. Это просто абсурд.

Путь приобщения научно-исследовательских институтов к университетам в Англии, например, был пройден на рубеже 70–80-х. Мы его начинаем сейчас. А как по-вашему, польза для студентов какая-то в этом есть – в вашем случае?

– Конечно, есть. Весь вопрос объединения и был связан прежде всего с тем, чтобы создать такой научно-образовательный комплекс, как это есть уже во всем мире. Во-первых, надо пополнять сообщество ученых-теоретиков представителями новой генерации, а во-вторых, многие ведь сотрудники нашего НИИ преподают во ВГИКе. И это хорошо, поскольку к студентам приходит преподаватель, ведущий постоянную научную работу, постоянно повышающий свой профессиональный уровень. Так получилось, что с середины 80-х годов престиж гуманитарной науки и гуманитарных знаний в целом в России падал, и по сложившейся тогда привычке гуманитарные науки порой и сегодня по-прежнему не очень высоко оцениваются обществом, а мне кажется, что сегодня именно гуманитарные исследования и гуманитарное образование играют очень важную роль. Вообще значимость современной науки, в том числе и для развития кинопроцесса, по-моему, только растет.

А вы можете привести примеры таких важных или просто интересных исследований?

– Конечно. Есть очень интересные теоретические исследования. Но есть, например, среди постоянных работ НИИ – анализ кинопроцесса минувшего года, это очень полезный материал, и, кстати, анализировать текущий процесс подчас труднее, чем погружаться в историю. По инициативе нашего ректора начата работа, посвященная кинематографу постсоветского периода, речь о том, в частности, к чему привело освобождение от цензуры. Там появляются очень интересные аналогии с кинематографом периода Первой мировой войны. Ведутся нами и социологические исследования по анализу текущей ситуации. Кстати, должна вам сказать, что сегодня нам даже не хватает работников, которые бы занимались такими, если можно сказать, полевыми исследованиями. При поддержке Российского гуманитарного научного фонда мы готовим анализ кинематографа Великой Отечественной войны, в рамках которого изучается влияние войны на развитие советской кинематографии. Есть и интересные междисциплинарные исследования аудиовизуальной сферы в целом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
910
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
654
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
323
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
439

Другие новости