Дорога жизни – «Испытание». Кадр из фильма
Широкому кругу зрителей Александр Котт стал известен после военной драмы «Брестская крепость» – одного из первых проектов нового российского военно-патриотического кинематографа. После «Брестской крепости» еще одной зрительской удачей режиссера стал сериал «Обратная сторона Луны» – редкий для российского экрана пример нестыдной адаптации западного телеформата. За этими успешными проектами всегда скрывалась мечта Александра Котта – снять полнометражный игровой фильм, где главным будет изображение и где совсем не будет слов. Для современного отечественного кино – проект, безусловно, экспериментальный, а следовательно, никакого проката и соответственно денег не предполагающий. Найти финансирование под такой «полный метр» казалось нереальным, если бы не чистая случайность.
Продюсерская компания Игоря Толстунова «Профит» в качестве лидера отечественного кинопроизводства два года назад получила от Фонда кино финансирование под масштабный исторический проект, посвященный первому в СССР испытанию ядерного оружия. Технические сложности и, как выяснилось в ходе подготовки, не самый пригодный для этого бюджет, умерил продюсерский пыл, и в экстренном порядке – для того чтобы отчитаться перед фондом за потраченные средства – на проект был найден новый режиссер, готовый работать в условиях ограниченного бюджета. Этим режиссером и стал Александр Котт, заново написавший сценарий картины и получивший вполне реальный шанс воплотить наконец свою главную профессиональную мечту. Так появился фильм «Испытание», уже успевший этим летом завоевать Гран-при фестиваля «Кинотавр».
В казахской степи, неподалеку от Семипалатинского ядерного полигона, живут дочь Дина (Елена Ан) с отцом Толгатом (Карим Пакачаков). Каждый день отец уезжает на своем грузовике на работу, дочь собирает ему ежедневный паек, всячески заботится о родителе, а пока ждет его с работы, разглядывает свой гербарий. Отец живет своей жизнью, дочь старается жить своей и изредка встречается с молодым пареньком Кайсыном (Нариман Бекбулатов-Аришев) – тоже из местных. Но сердце Дины вскоре завоевывает проходивший мимо ее дома смешливый русский паренек Макс (Данила Рассомахин). Однако «Испытание» – фильм вовсе не о первой любви, юношеское чувство здесь лишь одно из проявлений обычной жизни, на удивление спокойное течение которой нарушится мощным взрывом. Он сотрет с лица казахской степи и дом, и отвергнутого Кайсына, на своем ревущем мотоцикле поехавшего в самое пекло, и смешливого паренька Макса в широких штанах, и его первую и единственную любовь – красавицу Дину.
Рассказанная Александром Коттом история проста до боли: обычные люди всегда становятся жертвами глобальных политических, экономических, военных событий или технического прогресса. И, конечно, режиссер мог выбрать для такой темы множество других способов повествования. Но остановился на этом – бессловесном, с любовью смонтированном наборе длинных, поражающих своей красотой планов девственной казахской степи и интересных актерских лиц. Возможно, это немного старомодно (режиссер не раз признавался в любви к творчеству Йоса Стеллинга, что, конечно, заметно по «Испытанию»), но в нашем кино, где каждый норовит высказаться на актуальные темы или использовать суперсовременные технологии, это выглядит по-хорошему наивно и, бесспорно, талантливо. При этом «Испытание» – фильм, который необходимо смотреть именно на большом экране, погружаясь в поэтику изображения (оператор – Леван Капанадзе) и практически медитируя под ненавязчивый саундтрек композитора Алексея Айги.