Сегодняшний юбиляр – очень важный для нашего кино человек. Он один из самых известных в мире советских, российских режиссеров. Он педагог, из чьих мастерских во ВГИКе вышло немало кадров (и целая национальная кинематография – знаменитая «казахская новая волна»). В 1987-м он затеял бузу на одиозном Пятом съезде кинематографистов СССР, и, собственно, эта буза вписала съезд № 5 в историю (с подачи Соловьева в ходе мероприятия произошла революционная смена типа голосования, при которой к власти в СК пришло «революционное» руководство во главе с Элемом Климовым). В лихие 90-е Соловьев сам возглавлял Союз кинематографистов России и Московский международный кинофестиваль, ратовал за реформы киноотрасли, боролся с лобби директоров региональных кинотеатров, которым аренда площадей приносила доход, а прокат фильмов был совсем не выгоден. Со своим закадычным другом Александром Абдуловым он основал в ханты-мансийской тайге международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня» и продолжает руководить им по сей день. Снимает фильмы, пишет сценарии и книги, делает циклы авторских телепередач.
Соловьев у каждого зрителя свой, и это естественно. Посмотришь на список созданных им фильмов – и поразишься: неужто вышли они из-под пера одного художника?! Горький романс «Станционный смотритель». «Чужая белая и рябой» – аскетичное, далекое от сентиментальности кино про послевоенных подранков. Лирическое и такое несоветское кино про советских подростков «Сто дней после детства». Конечно, знаменитая «Асса» – оглушительно смелая, яркая, странная (рекламная кампания фильма шла под громким и ерническим лозунгом «Ассу» – в массы!»). С легкой руки Соловьева на широкие экраны страны прорвались музыкальные кумиры страны – Борис Гребенщиков, Виктор Цой. В «Черной розе» впервые появился Александр Баширов, ныне патентованный возмутитель спокойствия, любимец киноманов. У Соловьева нюх на ярких, харизматичных личностей, он тащит их в свое кино, совершенно не задаваясь вопросом, актеры ли они. Так в его фильмах органично живут школьница (а потом врач) Татьяна Друбич, деятель питерской арт-тусовки Сергей Бугаев-Африка, альтист Юрий Башмет. Но работал Соловьев и с такими «зубрами» актерского цеха, как Михаил Ульянов, Вячеслав Тихонов, Николай Гриценко, Ефим Копелян, Римма Маркова, Леонид Филатов. А с Александром Абдуловым, Олегом Янковским связан был сегодняшний юбиляр не только работой, но и долгой дружбой.
К отчетным юбилейным перечислениям нельзя не прибавить: Сергей Александрович Соловьев (САС) – повествователь от бога. Чувство языка, стиля, жанра в устном его и письменном рассказе не знает себе равных. Все, кому хоть раз довелось пообщаться с ним или хотя бы оказаться в его компании, скажут: от баек Соловьева хохочешь до колик. Он рассказывает вдохновенно, жестикулирует, разыгрывает мимические этюды… А записанные им воспоминания о встречах с великими становятся любимым чтением на годы. Судите сами. Вот как описал в эссе «Еще раз о Западе» Сергей Соловьев свою первую встречу с Бернардо Бертолуччи. Дело было, видимо, в 1976-м, в дни Московского международного кинофестиваля. На него приехал автор «Конформиста» и «XX века», и советским режиссерам Соловьеву и Губенко запросто удалось выманить его из гостиницы в ресторан Дома кино.
«Во время нашего сидения в ресторане по залу медленно прошелестел слушок, что с нами за столом вроде бы Бертолуччи. Многие подходили, шептали на ухо:
– Это что, серьезно Бертолуччи?..
– Бертолуччи…
– Да ладно, какой это Бертолуччи!
– Можешь спросить у него сам.
– Простите, товарищ, вы правда Бертолуччи?
– Я – Бертолуччи.
– Ну ладно, парень, дурака-то валять…
Вокруг нашего стола медленно образовывалась непринужденная мизансцена людей, своего рода экспертов, как бы занятых разговорами друг с другом, но все время поглядывающих в нашу сторону – он или не он. Начали делать ставки».
«НГ»