0
5100
Газета Кино Интернет-версия

26.06.2014 00:01:00

Тимур и его команда – новые академики

Тэги: кинопремьеры, александр шейн, андеграунд, петербург, тимур новиков


кинопремьеры, александр шейн, андеграунд, петербург, тимур новиков Таким Тимура Новикова увидел один из его современников. Кадр из фильма

Документальную ленту Александра Шейна о петербургском андеграунде завтра покажут в театре «Практика». К премьере фильма под вывеской «1:0» представят свои работы художники из Школы им. Родченко. Начиная с 3 июля несколько показов картины «Тимур Новиков. Ноль Объект» пройдет в Мультимедиа Арт Музее, а осенью она выйдет в широкий прокат.

Тимур Новиков в начале 1980-х открыл галерею «АССА» в коммуналке, где жил. То ли клич, то ли девиз, «АССА» даст название легендарной кинокартине Сергея Соловьева, а не наоборот, настаивают художники в фильме. Шейн говорит, «Тимура Новикова» делал картиной о времени. Новикова и петербургский андеграунд поставил в контекст эпохи, ее показав комментарием к их жизни. К той жизни, что текла, как будто официальной идеологии не было: не то что антисоветчина, а счастливое качество не замечать официальные правила – один из акцентов фильма. «Ноль Объект» – третий в документальном цикле «Антология современного искусства», до него были «Олег Кулик: вызов и провокация» и «Виноградов Дубосарский: картина на заказ», сделанные Шейном вместе с Евгением Миттой, а до конца года обещают показать четвертый эпизод антологии «Выступление и наказание» о Pussy Riot.

«Ноль Объект» – названный вслед за панелью с дыркой, которую Новиков вместе с Иваном Сотниковым показали в 1982-м и которая своеобразно перефразировала малевичевский «Черный квадрат», – хороший фильм, но в прокате ему вряд ли будет легко. Пестрящий нецензурной, а теперь и вовсе подсудной, лексикой вокабулярий художественного подполья, «нетрадиционная» любовь, даже то, что эти питерские богемные интеллектуалы-дикари соответствующий орган придумали поместить на разводном мосту задолго до группы «Война», по нынешним временам говорить об этом, что называется, чревато.

Признаться, поначалу кажется, это такое благоговейное, хотя и не лишенное местами хлесткой иронии, посвящение герою – Новикову. После «пролога», величественного портрета Северной столицы, слов про «каждый камень – история» начинается интервью с искусствоведом – но важнее, что с современником и другом новиковской тусовки, – Екатериной Андреевой, которая рассказывает, что он сформировался в этом городе, среди такой архитектуры, объясняющей стремление Новикова к красоте. Ради возвращения к красоте появившиеся в 1982-м «Новые художники» учредили в 1985-м Новую Академию Всеческих (Всяческих) искусств, в 1989-м переименованную в Новую Академию Изящных Искусств, раздали звания профессоров. Постепенно втягиваешься в повествование, где начальная интонация нужна, потому в этой части, как в авангарде, рубят большими гранями, пишут резкими штрихами – ведь «Новые художники» считали себя преемниками авангардистов. Но думаешь о том еще, что прочертить путь из авангардистов в академики (пусть и самопровозглашенные) – тоже важный комментарий к эпохе.

Яркая панорама на самом деле состоит из полутонов. Ослепший Новиков перед смертью обратился к религии и исповедовался. По отношению к тому, что Новиков вообще успел сделать, это действительно полутона. Шейн вплетает сюда и голос эксперта-историка, и новиковских, хочется сказать, не соратников, а со-артников Олега Котельникова, Сергея Бугаева (Африки), Георгия Гурьянова и Влада Мамышева-Монро («Ноль Объект» впитал в себя последние их интервью). И – не входившего в эту группу, но завсегдатая легендарного «Сайгона», точки схода богемы, – Боба Кошелохова. Не забывая про вечное противостояние Петербурга с Москвой, режиссер дает слово Константину Звездочетову из московского безбашенного подполья – пусть он и не очень принимал питерские «академические» опыты. И разговаривает с акционистом Олегом Куликом. «Поп-механика» Сергея Курехина, «Кино» (Гурьянов был барабанщиком у Цоя и художником у Новикова), какие-то полубезумные подпольные слеты питерских художников встают архивными кадрами, которые перебиваются «большой» хроникой – похороны вождей, «заливающие» кадр красными гвоздиками, путч, новогоднее прощание Бориса Ельцина. А к такой хронике – то гибель Цоя, то залихватское «Пиратское телевидение» новых академиков. И если тут показывают ранние, еще в общем лиричные, даже меланхоличные пейзажи Новикова, никак не предвещавшие его фирменных академических «аппликаций-ковриков», расскажут и про то, как суп Кэмпбелл, привезенный певицей Джоанной Стингрей от самого Уорхола, новиковцы взяли да слопали, чем ее, кажется, несколько шокировали.

Снимая «Ноль Объект», Шейн собирает большой (а кроме экранной версии в час двадцать есть еще четырехчасовая рабочая) коллаж образов и взглядов, вслушивается в разноголосицу времени. И – да – ищет оттенки, заключая все вместе в эдакие скобки. Фильм – точно картина – начинается плывущими по экрану видами Петербурга. Величественные своею пустынностью улицы, статичные снимки пролетают в кадре медленно, как опадает листва, – каналы, дома, знаменитый Аполлон из Летнего сада, которого фотограф Борис Смелов подсмотрел с пауком на щеке и с каплей дождя, что того гляди нехотя соскользнет с величественного носа. Закрывая эти скобки, режиссер с высокой точки дает президентский кортеж, мчащийся мимо Кремля. Увидено динамично, целеустремленно и – герметично. Показано под слова Цоя «Покажи мне людей, уверенных в завтрашнем дне» – ну, все помнят, это когда «Между Землей и Небом – Война!». Новиков умер в 2002 году. Наступило другое время.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
1013
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1207
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1659
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1356

Другие новости