Фото официального сайта фестиваля.
Отборщики «Кинотавра» настаивают: в конкурсе должно быть представлено кино и эстетское, и жанровое. И вот жюри 25-го фестиваля поощрило главным призом красивый, длинный, бессловесный фильм Александра Котта «Испытание», а приз за режиссуру отдало, напротив, автору мелодрамы «Звезда» – Анне Меликян.
Получение главного приза стало для Александра Котта и его продюсера Игоря Толстунова неожиданностью – выйдя на сцену, Котт расплакался и долго не мог ничего произнести. Абсолютно бесперспективному (увы!) в смысле проката фильму присудили высокую награду, и это в наши дни кажется смелым и благородным жестом. Напомним, что в активе Александра Котта такие картины-тяжеловесы, как «Брестская крепость» и «Елки-2». Он считается профессионалом, которому по плечу большие кинопостановки и телефильмы. «Вы не представляете себе, что это такое – долго держать в себе тот мир, которым хочешь поделиться с другими! – сказал Котт. – Этот фильм был моей мечтой, и она исполнилась».
Плюс к призу за режиссуру команда фильма «Звезда» увезла из Сочи приз за женскую роль. Холодную блондинку, амбициозную жену высокопоставленного чиновника сыграла литовская актриса Северия Янушаускайте. В эпизодической роли снялся ее прославленный земляк Юозас Будрайтис. А в картине Светланы Проскуриной «До свиданья, мама» в роли Алексея Каренина задействован Даумантас Цюнис – член знаменитой труппы Эймунтаса Някрошюса Meno Fortas. Мы помним актера по роли князя Мышкина в спектакле «Идиот». В кулуарах фестиваля в шутку заговорили о «литовской экспансии», а режиссер Светлана Проскурина справедливо отметила особую породу, высокую культуру литовских актеров. «До свиданья, мама» основан на пьесе Василия Сигарева, а та, в свою очередь, является оригинальным парафразом романа «Анна Каренина».
Лучшим актером признан на 25-м «Кинотавре» Алексей Филимонов, исполнитель главной роли в фильме Оксаны Бычковой «Еще один день». Это история юных московских супругов, которые отрабатывают каждый свои амбиции, любят друг друга, но отчаянно ссорятся, разводятся и только тогда понимают, что не могут жить порознь… Если вы узнали фабулу старого фильма «С любимыми не расставайтесь» по пьесе Александра Володина, то вы правы. Фильм Бычковой в какой-то степени ремейк популярного сюжета.
Самая спорная призовая позиция – награда за лучший дебют, оказавшаяся в руках 25-летнего Ивана Твердовского. Молодой документалист, не раз принимавший обвинения во включении игровых компонентов в неигровое кино, наконец шагнул в другой жанр. «Класс коррекции» снят по одноименной книге Екатерины Мурашовой и вроде исполнен благородного порыва прокричать правду о неимоверно трудной жизни инвалидов в нашем обществе. Видимо, членов жюри покорила решимость дебютанта. Странно, что профессионалы не почувствовали фальши в системе образов, в игре актеров, во многих компонентах сценария.
А Юрий Быков получил приз за лучший сценарий. Он привез на 25-й «Кинотавр» смелый, нужный, актуальный, но обидно несовершенный фильм «Дурак». Это история про сантехника-гуманиста, который один пошел против кодлы коррумпированных чиновников.
Закрывая фестиваль, его президент Александр Роднянский призвал гостей не верить слухам, будто «Кинотавр» собираются перенести в Крым. Но и вздохнул с усталостью: «Запомним юбилейный для фестиваля 2014-й как год испытаний для российского кино…» Искусство нашло поощрение на сочинском киносмотре, но судьба кино остается в руках чиновников.Сочи