0
3592
Газета Кино Интернет-версия

12.05.2014 00:01:00

90-е на марше

Тэги: кино, кинематограф, алексей учитель


кино, кинематограф, алексей учитель Вильма Кутавичюте и Артур Смольянинов – герои «Восьмерки». Кадр из фильма

События фильма разворачиваются на рубеже 1999 и 2000 годов, и в сцене новогоднего застолья, конечно, не обошлось без знаменитого обращения-отречения президента Ельцина. Кончились 90-е. «Восьмерка» получилась про них, и получилась неплохо. Алексей Учитель уверяет, что это кино про роковую любовь, и такой сюжет мог бы произойти хоть сегодня. Но ощущение страшной свободы, лихого азарта – такое непохожее на нынешнюю атмосферу – больше сюжета, оно производит сегодня наибольшее впечатление, хочется того автору или нет. 

Фильм снят по одноименному роману Захара Прилепина, но сценарий писал Александр Миндадзе. И стиль кинодраматурга очень ощутим: специфическая отрывистая речь персонажей напоминает диалоги из фильмов славного дуэта Миндадзе и Абдрашитова. И начинается картина так, как начинались «Магнитные бури» Вадима Абдрашитова по сценарию Александра Миндадзе, – с эпической сцены восстания рабочих крупного российского завода. Герои Прилепина и Учителя – четверка провинциальных омоновцев – сдерживают разбушевавшихся работяг. Те узнали, что их завод-кормилец продан местному миллионеру Буцу. Одному из ребят в камуфляже приходится скручивать и тащить к автобусу собственного папашу – ветерана завода, возмущенного разбазариванием государственной собственности. 

Кажется, 90-е входят не то что в моду, но в зону рефлексии наших кинематографистов. Несколько лет назад открыл это окно Алексей Балабанов своим мрачным «Кочегаром», где эпоха была воссоздана как в самой страшноватой истории про безнаказанных бандитов, так и в мельчайших подробностях аляповатого постсоветского быта. Ушли от примет времени создатели фильма «Географ глобус пропил», но вытравить дух 90-х из героя, из материала романа Алексея Иванова не удалось. «Восьмерка» точна и в духе, и в букве времени. Прекрасно создан мир провинциального города, где люди живут еще в задрипанных квартирках с полированной румынской мебелью и дисковыми телефонами, но уже ходят в ночные клубы с доморощенными стриптизершами и диджеями. Вдоль дорог стоят «коммерческие магазины», а по дорогам ездят произведения позднесоветского и нового российского автопрома – как, например, бывалая «восьмерка» одного из омоновцев. В нее как раз вмещается четверка друзей-сослуживцев. Днем они в строю, а вечерами и в выходные, сняв форму, забираются в машину и отправляются на другие дела. Сегодня этот нехитрый маскарад смотрится как наивная детская игра –  легко когда-то было одновременно состоять на государственной службе и добывать деньги на стороне, принадлежность к криминалу предъявляли почти гордо. Ну пожурит наутро полковник на плацу, но все ведь понимают, как тяжело прожить пацанам. 

Алексей Учитель рискнул доверить главные роли актерам немедийным – и за то стоит ему сказать «спасибо». Потому что четверо исполнителей ролей молодых омоновцев и актриса Вильма Кутавичюте в роли возлюбленной миллионера Буца и простого омоновца Геры – настоящее открытие. Ребята подобраны отлично, каждая роль отделана, ансамбль сложился редкий. Старший в четверке, омоновец по кличке Грех, его сыграл Артем Быстров, – актер с лицом правильно красивым, скульптурным, но притом нескучным, живым. Он один из всех женат – на симпатичной простушке, которую обаятельно сыграла Ирина Пегова. У него часто столуются холостые друзья – вспыльчивый владелец «восьмерки» Лыков (Александр Новин), туповатый Шорох (Павел Ворожцов) и молчаливый Гера (Алексей Манцыгин). Гера, собственно, главный герой этого сюжета – во время разборки в клубе их врага Буца он влюбляется в худую красавицу явно не своего круга, невесту одиозного владельца заведения. Девушка неожиданно отвечает на его чувство, и Гера ввязывается в опасное соперничество, обреченное для него на неудачу. Манцыгин, кажется, тот актер, которого отчаянно не хватало в нашем кино, – он красив неброской мужественной красотой, умеет наполнить молчание в кадре мыслью, ожиданием продолжения. В нем есть сила, притягательность, глубина и начисто отсутствуют приемчики, манера скользить по поверхности роли эффектно и бессмысленно. Он выдерживает своеобразное состязание с исполнителем роли своего соперника Буца, Артуром Смольяниновым – хотя тот тоже хорош в образе вальяжного, сытого и искренне влюбленного в свою невесту олигарха. Посмотрим, как сложится судьба фильма и исполнителей основных ролей, но можно предположить, что Смольянинов за роль Буца будет номинирован на кинопремии по итогам года. 

Кстати, фестивальная судьба «Восьмерки» началась довольно давно – в сентябре прошлого года фильм был показан на фестивале в Торонто. Почему-то создатели и продюсеры придержали старт российского проката аж до 8 мая нынешнего года. Дата невыгодная, расположенная в середине каникул, когда люди разъезжаются. Если бы придержали фильм еще чуть-чуть – наверняка могли бы поучаствовать в конкурсе главного фестиваля российского кино «Кинотавр», и скорее всего фильм был бы там отмечен, получил бы другой резонанс. Странная политика, обидно затруднившая путь хорошего фильма.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1050
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1692
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1535
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2892

Другие новости