Как Давид с Голиафом, но совсем о других страстях.
Кадр из фильма «Голая опера»
После показа «Голой оперы» зрители задавали режиссеру провокационные вопросы – что, мол, у вас там женщины красивые перевелись, что вы снимаете про любовь мужчины к мужчине? Депутата Милонова на мероприятии определенно не хватало... Стыдно за земляков-петербуржцев стало Ксении Собчак – на пресс-конференции она ужасалась хамству зрителей, допустивших некорректные реплики в адрес фильма и автора. «Лично я как человек, который очень любит документальное кино, считаю, что художественная ценность фильма должна быть главной, а не скандальный ореол вокруг него», – сообщила Собчак. Совершенно верно. С этим не поспорит никто из любителей документального кино, которые на конкурсных показах смотрели это самое кино от начальных титров до финальных, не мешая окружающим светом своего айфона и разговорами с мамой, как то проделывала уважаемая председательница жюри прессы. Под ее началом трудились в жюри писатель, публицист и военный переводчик Андрей Константинов (автор книги «Бандитский Петербург»), его коллега Валерий Панюшкин, известные кинокритики Евгений Майзель и Ольга Шервуд.
Что касается основного жюри, то оно сложилось в этом году на славу. Заманить в осенний Петербург индианку Миру Наир, лауреатку Каннского и Венецианского фестивалей, – большая удача и свидетельство того, что бренд «Послания к человеку» все еще в силе. Не меньшая честь для фестиваля – принимать таких судей, как режиссеры Семих Капланоглу и Нико фон Глазов. Компанию им составили также российский режиссер-дебютант Тимофей Жалнин, словацкий мультипликатор Мартин Снопек и киноведы Жорж Боллон и Джонатан Розенбаум. Их покорила странная поэтическая лента «После нее», в которой парадоксальным образом соединены две линии, два монолога. Пожилой темнокожий мужчина, житель Нового Орлеана, вспоминает жуткие дни буйства урагана «Катрина». Поначалу он даже обрадовался чрезвычайному положению – оно дало ему возможность не ходить на работу и ухаживать за умирающей женой. Супруги прожили в любви долгие годы и теперь подводили итоги, прощались и говорили друг другу слова любви. А где-то в далекой Бельгии в жизни молодой девушки бушевал в это время другой ураган – страсть. Как «Катрина», эта страсть прошлась по душе и тоже оставила после себя разрушения – любимый в одночасье ушел. Смонтировать два таких разных рассказа – это риск, но в данном случае он оказался оправдан, судьи «Послания» оказались ценителями тонкого и неконъюнктурного кино.
Программа на «Послании» всегда отличная. Раствориться в ней мешают внешние факторы, коих на сей раз было сверх меры. Смотр переехал из обжитого Дома кино в совершенно новый, не до конца даже готовый кинотеатр компании «КиноСити» (отцы-основатели – нынешние руководители «Ленфильма» Федор Бондарчук и Эдуард Пичугин), где и в дни фестиваля продолжались отделочные работы, а иные сеансы сопровождались визгом дрели. Титры запускались через раз, проекцию подгоняли по ходу дела. «Конечно, недостатки есть, – признался президент «Послания», режиссер Алексей Учитель на итоговой пресс-конференции. – Многие из них – в организации. Потому что несколько лет назад это был малюсенький фестиваль, на котором присутствовали с десяток человек, а теперь мы замахнулись на серьезное европейское мероприятие и не со всем справляемся. Сейчас мы фактически создаем новую команду и будем исправляться». Признание собственных несовершенств – редкое качество среди представителей нашей фестивальной элиты. Обычно они делают вид, что все прекрасно, а недостатки если и признают, то связывают их с происками внешних врагов. «Послание к человеку» действительно не обласкано милостями нынешних руководителей Петербурга, стоит пожелать фестивалю большего уважения со стороны городской администрации. Но и команду надо подбирать кропотливо, чтобы не было потом стыдно за «игроков».
Санкт-Петербург–Москва