Фото Reuters
В Ростове-на-Дону состоялся кастинг актеров на съемки сериала «Тихий Дон». Автором четвертой экранизации романа Михаила Шолохова станет режиссер сериала «Ликвидация» Сергей Урсуляк. Съемку сериала, которая начнется в апреле 2014 года, планируют завершить весной 2015 года, к празднованию 110-летия Михаила Шолохова. Однако сами казаки об идее новой экранизации романа высказываются с недовольством.Известно, что фильм будет состоять из 10–12 серий, а его съемки пройдут в Ростовской области. По словам мэтра Театра драмы имени Горького, народного артиста СССР Михаила Бушнова, получившего в 1976 году Государственную премию РСФСР имени Станиславского за исполнение роли Прохора Зыкова в спектакле «Тихий Дон», Сергею Урсуляку интересен опыт театральной постановки.
Вместе с режиссером они обсудили языковые особенности шолоховского романа и специфику казачьего быта. Урсуляк побывал на родине донского писателя, где встретился с пожилыми хуторянами, сохранившими донской говор. По словам режиссера, это будет классическая экранизация романа Шолохова с использованием новых кинематографических средств.
Однако некоторые известные жители Дона уже высказали свое негативное отношение к идее создания сериала. Как рассказал «НГ» атаман Международного общественного объединения «Всевеликое войско Донское» Николай Козицын, в любом случае автору не удастся создать фильм лучше, чем это сделал Сергей Герасимов в 1958 году.
«Режиссер Сергей Бондарчук уже пытался это сделать и что в результате получилось? – говорит атаман. – Лично мне было стыдно за ту пародию на казачество, которую преподнесли нам с экранов. Неубедительными были и казачка Аксинья с непокрытой головой, и безусый Мелехов. Аксинья даже коромысло не могла нормально пронести. «Тихий Дон» Бондарчука направлен на растление казачества, и я не уверен, что новый фильм будет лучше».
По словам Козицына, несмотря на то, кто будет играть в фильме Урсуляка, для большинства телезрителей образы Григория Мелехова и Аксиньи прочно ассоциируются только с Петром Глебовым и Элиной Быстрицкой, снявшихся в фильме Герасимова. Как говорил сам Шолохов, Элина Быстрицкая – это Аксинья, «лучше которой уже никогда не будет».
Между тем против новой экранизации выступает и известный донской скульптор Анатолий Скнарин. «Как можно переиграть артистов фильма Герасимова, – говорит художник. – Думаю, что это пустая трата государственных денег. Пример Сергея Бондарчука показал, что не стоит наступать второй раз на одни и те же грабли».
По словам Скнарина, долгие годы в России не было ни одного памятника всемирно признанному писателю, если не считать скромного бюста дважды Герою Социалистического Труда в станице Вешенской, где он провел большую часть своей жизни. Лишь спустя 15 лет после смерти Шолохова памятник появился на воспетой им и так горячо любимой донской земле. Установлен он был на ростовской набережной. Причем первый памятник великому русскому писателю работы Николая Можаева ростовчанам подарила администрация украинского города Луганска.
Эскиз памятника Шолохову, созданный Анатолием Скнариным, существует уже три десятка лет. Эта композиция, удостоенная дипломов Совета министров России и правления Союза художников РФ, сегодня находится в собрании Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова. По словам Скнарина, в свое время памятник собирались установить на родине писателя – по дороге из Миллерова в станицу Вешенскую, в дубовой роще, где он любил посидеть и отдохнуть по возвращении домой. Но, видимо, как и тогда, сейчас на это не хватило средств.
Ростов-на-Дону