Осенью нынешнего года будет 10 лет, как Климова нет на этом свете. А боль от этой утраты не проходит у людей, его знавших. Слишком мощной, харизматичной личностью он был – даже на фоне той когорты талантов, что являл собой советский кинематограф 60-х–70-х. До сих пор Климов – мерило благородства и бескомпромиссности в жизни и творчестве.
В его фильмографии всего пять полнометражных игровых фильмов. Но каждый становился событием: «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Похождения зубного врача», «Агония», «Прощание», «Иди и смотри». Еще был экспериментальный фильм «Спорт, спорт, спорт», где сочетались элементы документального и игрового кино. Дело в том, что каждая климовская картина встречалась на выходе с подозрениями советских цензоров, мариновалась, а иные и вылеживали на полке годами. А режиссер стоически переживал долгие периоды безработицы и упрямо ждал возможности снимать то, что хотел. Так же складывалась судьба его жены, режиссера Ларисы Шепитько. На двоих у них меньше готовых фильмов, чем в послужном списке любого другого их коллеги-сверстника. В 1979-м жизнь Ларисы оборвал несчастный случай, это произошло на съемках фильма по повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Климов взялся доводить картину сам. Так реквием по сибирской деревне стал одновременно и данью памяти жены, единомышленницы и матери их сына Антона.
Самым главным из нереализованного остался для Климова замысел фильма по «Мастеру и Маргарите». В советские годы об экранизации булгаковского романа можно было только мечтать, а когда наступила свобода от цензуры, поднять недешевый проект не получилось уже по другим причинам. Да и другие дела навалились с наступлением новых времен. В 1986-м Климов был избран председателем Союза кинематографистов СССР – на том самом пятом съезде, вошедшем в легенды. Сейчас, по прошествии десятилетий, многие с горечью говорят о том, что Климов-председатель был романтиком и утопистом. Он ринулся реформировать Союз с энтузиазмом и самыми высокими побуждениями. Пыл нового председателя и его соратников абсолютно отвечал духу момента. Но сами кинематографисты не прошли проверку свободой, заскучали по уютной и привычной системе господдержки. Начался парад амбиций, сверкнули первые сполохи имущественных разборок. В 1988-м Климов покинул пост руководителя Союза и тем сохранил себя для жизни. Правда, увы, не такой уж долгой. «Мастера и Маргариту» он так и не снял, как, впрочем, и чего-то другого после «Иди и смотри» уже не снял. Но само его присутствие, казалось, служило нравственным камертоном для многих его коллег, ценителей его кино. В 2011 году молодой Киносоюз, альтернативный Союзу кинематографистов, под руководством Никиты Михалкова, учредил премию «Элем». В уставе сказано, что награда названа в честь «выдающегося российского кинорежиссера Элема Климова (1933–2003), в 1986–1988 годах возглавлявшего Союз кинематографистов СССР, который под его руководством стал флагманом демократических преобразований в стране». «НГ»