0
6203
Газета Кино Интернет-версия

04.07.2013 00:01:00

Море, вернись!

Тэги: москва, ммкф, кинофестиваль, кино


Одним из самых аншлаговых сеансов российских программ 35-го ММКФ стал показ нового фильма Бахтиёра ХУДОЙНАЗАРОВА «В ожидании моря» с Егором Бероевым в главной роли. До того картина участвовала в конкурсе 24-го «Кинотавра», а еще раньше открывала престижный Римский кинофестиваль. Фильм сделан в сложной копродукции России, Германии, Франции, Бельгии, Казахстана и Украины. «В ожидании моря» – вторая часть своеобразной трилогии Худойназарова, начатой в 1999-м ярким фильмом «Лунный папа» с Чулпан Хаматовой в роли беременной неизвестно от кого девицы из азиатского поселка на берегу соленого моря. В новом фильме герой Бероева, полусумасшедший капитан Марат тащит по пескам свой ржавый корабль в сторону ушедшей воды. Он верит, что море можно вернуть. Худойназаров – романтик и поэт, он тоже всегда надеется на чудо. В далеком 1993-м, в дни жуткой гражданской войны в Таджикистане он снял в родном Душанбе пронзительный фильм «Кош ба кош». Там любовь вспыхивала наперекор всему. Герои то и дело зависали над опасным городом в маленькой кабинке фуникулера – она была как лодка спасения в мутной воде войны. В знак большой симпатии к этой истории корреспондент «НГ» Дарья БОРИСОВА устремляется на душанбинский фуникулер каждый раз, когда доводится оказаться в столице Таджикистана. Но сейчас она беседует с режиссером в Москве.     
«Где-то в Азии» – так можно определить место действия. Тем не менее в какой мере это отступившее море – Арал?
– Арал стал поводом. Кроме Арала есть Каспий – он тоже сжимается. В Чили исчезло огромное озеро. Просто когда-то мы с Наной Джорджадзе собирались делать документальный фильм про Арал, у меня остались впечатления, материалы. Ситуация с Аралом – проблема всей Евразии. Со дна бывшего моря поднимается пыль – соляная пудра, которая ветром разносится на тысячи километров, даже до России долетает. И там, где она оседает, все гибнет.
– Ваши продюсеры жаловались, что снимать летом в Казахстане было крайне тяжело. Неужто нельзя было найти место, более комфортное для работы?
– Мы искали натуру и в Иране, и в Израиле – на Мертвом море. Даже под Алматы смотрели. Но самыми подходящими оказались места под Актау, это бывший город Шевченко. В них есть и суровость, и романтика. Ведь настоящая красота несет в себе и жизнь, и смерть. Помню, мы ехали туда впервые и оказались вдруг перед обрывом. Над ним – святое место, Султан-апе (это тамошний Нептун так зовется). И я увидел множество старинных мачт деревянных! Давным-давно, когда там еще было море, произошла крупная катастрофа. С тех пор туда стали приезжать моряки, устраивали что-то вроде жертвоприношений морю. Рядом колодец со сладкой водой, очень холодной. Трехэтажные кельи – когда-то это была школа суфиев. Тоннель, по которому можно было дойти до моря. В какой-то момент вдруг сгустились тучи и над нами образовалось кольцо – через него бил солнечный луч. Я решил, что это знак.
– Вы говорите, «В ожидании моря» – вторая часть трилогии. Чем объединены фильмы? Какое продолжение нас ждет?
– Будет еще «Живая рыба» по сценарию Олега Антонова. Это триптих о евразийском пространстве. Мир вроде того, что создает в своих произведениях Маркес. Я взял у писателя принцип – создавать образ особого места. Кстати, Маркес успел увидеть «Лунного папу». И через одного нашего общего знакомого передал: «Скажите Бахтиёру, что он для меня – Маркес в кино. Я готов отдать ему все, что он хочет экранизировать из моих произведений». Я люблю пограничье. Там интересное напряжение. Сосуществуют разные народы, культуры. Они пытаются вместе жить, что-то создавать или, наоборот, разрушать. В воздухе что-то витает. Место на краю. Как человек на краю решения, кризиса. И в этой точке интересно его изучать.
Вы снимали «Лунного папу» в удивительном краю, где сходятся три страны: Таджикистан, Узбекистан и Киргизия.
– Точно. Мы на съемки каждый день ездили через три границы. Там свое море – Кайраккумское водохранилище. Есть легенда, что когда-то на его месте было большое поселение. Потом пришла вода, накрыла жилища. Люди ушли. Все это оставило особую энергетику. Там невероятные закаты. Когда люди смотрели «Лунного папу», были уверены, что цвета неба – достижение компьютерной графики. А они настоящие! Есть там в округе точки, в которых у наших девушек из съемочной группы длинные волосы просто столбом поднимались над головой! Однажды на нас сель сошел с гор. Я спросил местного священника, почему природа так с нами поступает. Он говорит: «Что вы хотите? Вы же пришли, построили тут целый город, не спросив ни у букашек, ни у таракашек, ни у мышей полевых. Нарушили их мир. Вот сель и снес вашу декорацию». Потом с гор спустились боевики… Развязали бой неподалеку. Когда мы снимали «В ожидании моря» около Актау, из тюрьмы убежали какие-то ваххабиты, устроили перестрелку рядом с нашей декорацией. А если бы они пришли туда в то время, как шли съемки, в заложники бы взяли членов группы?! Все время у меня приключения…  
– Сегодня постсоветская Азия в зоне особого интереса, и кино обращается к теме миграции. Снимают о таджиках даже те, кто никогда не бывал на их земле. У вас не брезжит желание высказаться про то, что происходит на вашей родине?
– Я, по сути, очень советский человек. Я не принял того, что произошло с моей страной – СССР. Мы говорили про это с Эмиром Кустурицей – он так же страдал после распада Югославии. Он стал жить в Париже, иногда – в Сербии. Я живу в Берлине и в Москве. Многие говорят, что в Советском Союзе все было плохо, все друг друга ненавидели. Но я как художник этого не видел! Мой родной Душанбе был интернациональным городом. Мы не обращали внимания на какую-то КПСС – она жила где-то своей жизнью, а мы своей. Конечно, на бытовом уровне были случаи ненависти, но сейчас-то это уже не на бытовом, а на политическом уровне! Я вижу в Москве гастарбайтеров – это другие лица, не те, что на фотографиях времен моей юности. И я не вижу в этом ничего прекрасного. А я по части искусства исповедую веру Пушкина, который чувства добрые лирой пробуждал. У меня есть замечательный сценарий про тот мир, но он вообще не связан с гастарбайтерами. Что-то в духе «Легенды о Нарояме». Живет аул, полгода у них снега. И люди говорят шепотом – чтобы снег не сошел. А одной женщине подошло время рожать. Получается, рожать нельзя и надо уничтожить ребенка. Ведь он может вскрикнуть – а он вскрикнет! – и тогда лавина накроет аул. Почему люди не уходят из этого аула? Есть предсказание предков, что что-то случится страшное, стоит людям покинуть это место. И они терпят. Вот какая история мне интересна. Она красивая, она на все времена.  
В нынешнем вашем фильме есть образ окраины, где раньше была жизнь. Единственный пассионарий, герой Бероева, воспринимается как безумец. Это метафора общего настроения людей на пространстве постсоветской Азии?
– Не только Азии, но всей нашей бывшей страны! Движуха ведь только в Москве, ну в Питере. А в глубинке не так живут.
Вы – один из немногих, кто постоянно делает фильмы в копродукции. Почему наша киноиндустрия так медленно осваивает совместное производство?
– Для копродукции должен быть нужный сценарий – универсальная история. Нужно выработать терпение. Постоянные переговоры, консультации юристов. У нас нет этой культуры. К развитию копродукции должна быть воля государства. Россия подписала Европейскую конвенцию, вступила в фонд «Евримаж», но на бумаге одно, на деле другое. Вот, например, мы сейчас уперлись в проблему. Не можем получить прокатное удостоверение. А фильм уже живет, мы показываем его на фестивалях. Но для того чтобы он вышел в прокат, мы должны заплатить огромный штраф.
Почему?
– Потому что не сдали вовремя исходные материалы в наш Госфильмофонд, а без этого у нас картину государство не принимает. Лаборатория, в которой хранятся все исходные материалы фильма, находится в Бельгии (таков закон «Евримажа»: у фильма может быть сколько угодно компаний-производителей, но материалы должны храниться в одном, заранее выбранном и указанном месте), но там давно уже не делают исходников в том виде, в каком их от нас ждет российское Министерство культуры – на пленке. В Европе давно перешли на цифру. Значит, нам надо регулировать закон о копродукции, чтобы он работал. Иначе получается ситуация, как у нас. Мы фильм закончили. Мы открыли Римский фестиваль. Иван Демидов сам подписывал приказ об оказании материальной помощи по презентации фильма в Риме. А теперь от нас требуют того, чего в Европе уже не делают, штрафуют за невыполнение требований.  Какое-то время назад я написал письмо замминистра культуры Ивану Демидову, объяснил, что происходит. Ответа, кстати, так и не получил. После четырех месяцев объяснений, переговоров и уговоров бельгийцы поняли, чего нам надо, и будут каким-то хитрым способом печатать нам на пленке негативы, хотя они этого давным-давно не делают.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены на рис упали после отмены Индией последних из действовавших ограничений на экспорт риса

Цены на рис упали после отмены Индией последних из действовавших ограничений на экспорт риса

0
825
Правительство России утвердило единого морского оператора северного завоза

Правительство России утвердило единого морского оператора северного завоза

Ольга Соловьева

Для контроля перевозок на Крайний Север создадут цифровой мониторинг

0
1129
Партия Миронова ищет электоральные ходы и ниши

Партия Миронова ищет электоральные ходы и ниши

Дарья Гармоненко

Лидер эсэров возобновил поездки по потенциально успешным предвыборным регионам

0
1080
Отмена лимитов оживила "Семейную ипотеку" в России

Отмена лимитов оживила "Семейную ипотеку" в России

Михаил Сергеев

Льготные кредиты с апреля будут доступны для покупки жилья на вторичном рынке

0
1236

Другие новости