На следующей неделе в наш прокат выйдет анимационный ремейк фильма Георгия Данелии «Кин-дза-дза». Как мы помним, в оригинальной ленте 1986 года Станислав Любшин сыграл прораба дядю Вову, которому довелось попасть на планету Плюк вместе со студентом-скрипачом Гедеваном. В нынешней версии, напротив, дядя Вова – музыкант (виолончелист), а паренек – так, раздолбай из гущи народа. Зрителю еще предстоит оценить мультипликационную картину, а старую ехидную «Кин-дза-дзу» и особенно находчивого дядю Вову он оценил уже тогда, в перестроечные годы. «Homo советикус» на другой планете – вот кто такой персонаж Любшина. Попробуй-ка пробалансируй между психологической убедительностью и фантастическим гротеском! Любшин может все и даже это.
В перечне его киноролей персонажи настолько разные, что методы классификации буксуют… Любшин – актер-феномен. Играл советского разведчика в стане СС («Щит и меч») и человека из мест не столь отдаленных («Пять вечеров»). Простака лесничего («Не стреляйте в белых лебедей!») и озлобленного диссидента («Тема»). В театре он первым в Москве сыграл Вампилова – так, что стало понятно, о чем это, про что. Герои актера остаются в памяти навсегда – так совершенно созданы образы. Но вот ведь что интересно. Кого бы он ни играл, Любшин всегда как бы и больше персонажа. Это свойство действительно великих актеров. Масштаб личности у них таков, что хватает на множество образов и остается, с лихвой, на себя. Если проследить за линией его жизни, то можно понять: шел не по прямой, но исключительно в соответствии со своими художественными поисками. Карьеру не выстраивал, не боялся уходить из театров, отказывался от иных ролей. Зато способен рискнуть всем ради той роли, что стоит риска. Так однажды ушел из Таганки (любимовской!), расторг договор на съемки и потому получил от Госкино «волчий билет» на какое-то время – а все из-за роли Андрея Рублева у Тарковского. Режиссер думал снимать Любшина, попросил его «быть свободным в любой момент», а потом пригласил Анатолия Солоницына. Если бы история кино, как и вообще история, знала сослагательное наклонение – каким был бы Рублев Станислава Любшина?..
Сорвалась работа с Тарковским – это, конечно, потеря потерь, но ведь каким режиссерам достался актер Любшин! Как-то юбиляр рассуждал о своей актерской судьбе: «А ведь был опасный момент! После фильма «Щит и меч» мне стали предлагать такие же роли. Разведчики, офицеры. А это конец всему. Я понимаю, что мне надо как-то опрокинуть о себе представление – я не герой, а характерный актер, могу разные роли играть. И я все отказывался и ждал чего-то другого». «Что-то другое» сложилось в такой вот ряд: «Застава Ильича» Марлена Хуциева, «Монолог» Ильи Авербаха, «Пять вечеров» Никиты Михалкова, «Тема» Глеба Панфилова, «Кин-дза-дза» Георгия Данелии. И это далеко не полный список.
«НГ»