0
2211
Газета Кино Интернет-версия

13.02.2013 00:00:00

Берлинские цвета любви

Тэги: берлин, кинофестиваль


берлин, кинофестиваль Страсти обуревают настоятельницу монастыря (Изабель Юппер).
Кадр из фильма «Монахиня»

Конкурс Берлинского кинофестиваля полон не только социальных драм, но и сюжетов о тяжкой жизни людей особой сексуальной ориентации. В столице Германии такие люди чувствуют себя как нигде защищенно, свободно – о чем лишний раз говорит даже тот факт, что на Берлинале вручается приз «Тедди». Призера ищут среди фильмов, в которых так или иначе затронута тема нетрадиционной любви.

На «Тедди» в этом году уже могут претендовать по крайней мере три фильма – участника основного конкурса. Интересно, что две истории из трех – о лицах, облеченных саном. В экранизации хрестоматийной «Монахини» Дени Дидро, осуществленной Гийомом Никлу, Изабель Юппер сыграла настоятельницу женского монастыря, неравнодушную к юным монахиням и послушницам. В ее монастырь переводят строптивую Сюзанну, главную героиню романа и фильма (Полин Этьен). Мать-настоятельница влюбляется в новенькую до беспамятства, мучает девушку своей страстью. Перверсии – удел Юппер-актрисы. Когда смотришь «Монахиню», вспоминаешь «Пианистку» Михаэля Ханеке, где героиня Юппер любит и преследует юного ученика, выясняет отношения со своей женской сущностью весьма замысловатыми и рискованными способами. Вспоминаешь (но это уже не в связи с Юппер) и румынский фильм «Любовь за холмами», ставший сенсацией Каннского фестиваля, – там тоже молодой послушнице монастыря пришлось принять немало страданий.

В польской картине «Именем…» Малгожаты Шумовской ксендз пытается справиться с собственной склонностью к юношам, но природа берет свое. Есть в фильме сцена, где священник Адам напивается до беспамятства, врубает в своем доме рок и танцует с портретом Папы в руках, глядит на изображение понтифика с отчаянием и вызовом. В недавней ленте Ульриха Зайдля «Рай: Вера» герой сшибал портрет Папы со стены, фотография с грохотом летела на пол. Который раз приходится констатировать, что напряжение в отношении церкви ощутимо в европейском кино. В дни, когда обсуждается отречение реального Папы Римского от престола, эта тема в фильмах нынешнего Берлинале слышится как-то по-особому. Выполнены картины по-разному с точки зрения художественности («Именем…», например, отличает тон откровенного и недалекого осуждения: поглядите, люди добрые, что творится в «кулуарах» католической церкви!), но в актуальности им не откажешь (даже «Монахине», действие которой разворачивается в XVIII веке). А вот история женской пары, рассказанная Дени Коте в фильме «Вик и Фло увидели медведя», видится в конкурсе серьезного фестиваля случайностью, балластом. Полтора часа на экране две малосимпатичные дамы выясняют запутанные отношения, а в финале гибнут, угодив в капканы на глухой лесной тропе. Берлинских «Медведей» (напомним, что призы Берлинале представляют собой именно этих зверей, отлитых в золоте и серебре) Вик и Фло, а также режиссер Дени Коте вряд ли увидят…

Румыния представлена на экранах нынешнего Берлинале фильмами «Поза ребенка» Келина Петера Нетцера и «Вынужденная смерть Чарли Кантримена» Фредрика Бонда. Последний, собственно, проходит как американский, но основная часть истории разворачивается в Бухаресте – туда отправляется главный герой, чтобы заглушить боль от потери матери. Сыграл Чарли востребованный Шайа Ла Беф, и на его обаянии эта незамысловатая романтически-криминальная трагикомедия и держится. Бухарест предстает в фильме городом развлечений и приключений. Опасность и любовь приходят одновременно, а сну нет места в насыщенных сутках. Такое несколько натянутое, штампованное представление о дикой и красивой балканской жизни, не сравнимой с размеренным существованием в «цивилизованных» странах.

А румынский фильм непосредственно из Румынии – «Поза ребенка» молодого Келина Петера Нетцера – произвел серьезное впечатление. Фабула его проста, но воплощение – в лучших традициях «румынской волны», а они предполагают взгляд на человека в максимальном приближении, эстетический минимализм. По крайней мере две позиции в этом фильме, без сомнения, достойны наград. Это партия волевой self-made-woman Корнелии, чей взрослый сын сбил ребенка на пустой дороге. Ее сыграла Луминита Георгиу – прекрасная и смелая актриса, передавшая всю уязвимость своей «сильной» героини перед страхом за сына и за себя. И оператор Андрей Бутика, снявший «Позу ребенка», в очередной раз подтвердил класс румынских мастеров камеры. Удивительно они умеют «лепить» драматургию фильма, оставаясь при этом бесстрастными фиксаторами. В унисон с ними, кстати, творит наш Павел Костомаров, чей вклад в фильм Бориса Хлебникова «Долгая счастливая жизнь» отметили многие критики – американские, европейские и российские, – аккредитованные на Берлинале.

Берлин


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бесплатная правовая помощь положена уже 30 миллионам граждан

Бесплатная правовая помощь положена уже 30 миллионам граждан

Екатерина Трифонова

Адвокатура продолжает сомневаться в эффективности государственных юридических бюро

0
827
Все партии интересуются "ностальгическим избирателем"

Все партии интересуются "ностальгическим избирателем"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Госпропаганда советского прошлого сформировала новую электоральную группу

0
836
В Госдуме предложили увеличить штрафы для чиновников за оскорбление граждан

В Госдуме предложили увеличить штрафы для чиновников за оскорбление граждан

0
628
Комитет Госдумы одобрил передачу конфискованных продуктов на гуманитарные нужды

Комитет Госдумы одобрил передачу конфискованных продуктов на гуманитарные нужды

0
506

Другие новости