Когда оглядываешься на 2012-й, в памяти возникает совсем немного названий – то есть на эстетические потрясения год был не так уж богат. Но те, что случились, – действительно важные произведения, в которых разговор идет о главных категориях бытия. Интересно, что не сходит с передовых позиций тема веры и Церкви. Наш мир стремительно меняется; поспевают ли за изменениями пастыри и просто люди, которым в любые времена надо во что-то верить, – об этом размышляют большие художники. Наверное, это и находит отзвук в зрительских сердцах.
«Жить».
Василий Сигарев (Россия)
Единственный отечественный фильм в нашем рейтинге. Бескомпромиссно авторское кино. Про живых, которые не могут смириться со смертью близких. Про таинственную, иррациональную силу любви, действенную на том и этом свете. Героиня Яны Трояновой теряет желание жить после гибели любимого, кидается со своей болью к священнику, но не в храме обретает силы продолжать земной путь. Только связь душ, память человека о другом человеке спасают от одиночества и пустоты. «Жить!» – командует откуда-то оттуда муж своей молодой вдове. «Жить», – отвечает своим фильмом Сигарев на вопрос «Что делать?». В год предрекавшегося конца света такое указание звучало особенно ободряюще.
На фестивале восточноевропейского кино goEast в Висбадене фильм «Жить» получил Гран-при, на 23-м фестивале «Кинотавр» в Сочи Василий Сигарев был отмечен как лучший режиссер.
«Рай: вера».
Ульрих Зайдль (Австрия)
Продолжение своеобразной «Человеческой комедии» Зайдля (до этого был «Рай: любовь», а после будет «Рай: надежда»). Режиссер тут как врач-диагност, а в роли пациента – европейское общество в лице типичных представительниц среднего класса. На этот раз «микроскоп» Зайдля наведен на медсестру Анну, которая заделалась проповедницей. Живет она в комфортном домике, распевает с утра псалмы, ходит по окрестностям наставлять на пусть истинный всяких забулдыг. Рассказывая о милосердии Христа и непорочности Девы Марии, Анна остается человеком глухим к душевным страданиям близких, а под внешней ханжеской благопристойностью тлеет весьма горячий костер чувственности. В дни работы Венецианского кинофестиваля (в конкурсе которого участвовал фильм) авторы картины подверглись нападкам со стороны итальянских католиков. Образу Анны Зайдль придал особенного сарказма и тем самым, как выяснилось, оскорбил чувства верующих.
На 69-м кинофестивале в Венеции фильм «Рай: вера» был отмечен специальным призом жюри.
«Спящая красавица».
Марко Белоккьо (Италия)
Две семьи медлят перед необходимостью сделать выбор: держать безнадежно больного близкого человека на аппаратах или перекрыть канал искусственной связи с жизнью. Родственники таких пациентов – заложники глобального спора Церкви и медицины. Герои Белоккьо выходят из страшных внутренних противоречий, руководствуясь только любовью к ближним, а не воззваниями спорщиков. «Спящая красавица» – кино в лучшем смысле слова духоподъемное. Обреченные герои уходят, но тех, кто собрался сбежать с этого света из-за каприза, из-за истерики, тех буквально за шиворот втаскивают обратно – и они будут жить, принимая каждый новый день как подарок.
Картина «Спящая красавица» участвовала в основном конкурсе 69-го кинофестиваля в Венеции.
«007: координаты «Скайфолл».
Сэм Мендес (Великобритания)
23-й фильм о Джеймсе Бонде в год 50-летия экранной жизни агента 007. По общему признанию, один из лучших за всю историю кинобондианы. К безупречному фирменному каскаду приключений, к лихой интриге прибавились тут какая-то мудрая печаль, ощущение, что Бонд не вечен… «Дивный новый мир» предлагает ловкачу-спецагенту принципиально иные вызовы – и тот сам не знает, справится ли он с ними в будущем. Но, как бы то ни было, в фильме Мендеса, в его герое все прекрасно, как в том идеальном человеке, о котором грезил чеховский персонаж: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. И погони, и диалоги, и виды пустынных шотландских долин.
Бокс-офис картины «007: координаты «Скайфолл» превысил отметку в 700 млн. долл., побив тем самым рекорд кассовых сборов среди всех предыдущих фильмов о Джеймсе Бонде.