0
2263
Газета Кино Интернет-версия

22.11.2012 00:00:00

Темы мелковаты. И много негатива

Тэги: кино, кинофестиваль


кино, кинофестиваль Кинооператор – за рабочим станком.
Фото ИТАР-ТАСС

Международный фестиваль кино стран Арктики «Северное сияние» перебрался в этом году из Мурманска в Санкт-Петербург. Открытие в здании Московского вокзала, кинозвезды в лучах прожекторов, сцена, зрители в креслах и с интересом взирающий на происходящее бюст Петра I. Фестиваль приехал – и тут же, не теряя времени, вручил первые призы, утвердив в звании классика отечественного кинематографа Олега Басилашвили и классика мирового – Мишель Мерсье. Пассажиры с чемоданами останавливались, вытаскивали из сумок фотоаппараты, мобильные телефоны – снимали... Показали 40 фильмов, проведены утренники с мультиками и «Ералашами» в школах и гимназиях, семинар и круглый стол, состоялись творческий вечер Сергея Мигицко, встречи с голливудскими звездами Дэрил Ханной и Джоан Чен и даже благотворительная акция для людей с нарушениями зрения. Наконец, прошел мастер-класс знаменитого кинооператора, члена жюри III Международного фестиваля «Северное сияние» Юрия КЛИМЕНКО. С мэтром встретилась корреспондент «НГ» Татьяна СЕМАШКО.

– Юрий Викторович, с товарищами по жюри вам повезло...

– Да, каждый из них был мне по-человечески очень интересен! Председатель – замечательный исландский режиссер Фридрик Тор Фридрикссон – лауреат многих фестивалей, один из его фильмов номинирован на «Оскара». Или американская актриса и режиссер, китаянка по происхождению, Джоан Чен, которая сыграла императрицу Вань Жун в фильме Бертолуччи «Последний император». Англичанин Эндрю Логан – замечательный человек и необыкновенный художник. Он показал мне каталог своих работ (многие из них делались по заказу правительств разных стран, аэропортов, больниц, музеев), и я подумал, что их автор – гений... По своему человеческому типу и одаренности Эндрю напомнил мне Параджанова. Наконец, Валерия Гай Германика – она с 19 лет снимает кино, ее полнометражный дебют был отмечен на Каннском кинофестивале. Кстати, она первой из нас абсолютно точно определила главную беду конкурсных картин – отсутствие финала. Но я думаю, что отсутствие финала – общая беда современного кино.

– А какие качества отличают кино стран Севера от остального кинематографа? Или глобализация делает похожими нас и наше кино?

– Я не вижу большой разницы в мировосприятии и художественных приемах между кинематографиями разных стран. Может быть, это и неплохо для зрителей (всем все понятно), но плохо для искусства. Нивелирование его уничтожает. С другой стороны, кино – везде кино. Основные принципы его создания одни и те же.

– На этот раз в конкурсе «Северное сияние» были две российские картины: «Сибирь. Монамур» Славы Росса и «Шопинг-тур» Михаила Брашинского. Как вписывается наше кино в западный кинематограф?

– Они были лучшими. Может быть, мне так видится, потому что я сам – российский кинематографист. Хотя и другие члены жюри тоже так думали. Премии дали по принципу «всем сестрам по серьгам», но, по общему мнению, лучшими были российские фильмы. Особенно фильм Росса, который, как уже известно, получил у нас Гран-при. А «Шопинг-тур» – спецприз. Это фильм-шутка. Очень смешная, теплая и человечная, но проблема, что поднята в этом фильме, – глобальная. Придумана форма, которая заставляет смеяться сквозь слезы. Это триллер, но не всерьез, поэтому не пугает.

– Какие главные требования вы предъявляете к кино и насколько фильмы «Северного сияния» отвечают этим требованиям?

– Как известно, определяющую роль в искусстве играет форма. Второе – искусство социально. Поэтому большое значение имеет мировоззрение художника. И, наконец, важно, что именно он нам сообщает. Попытки говорить о самом существенном есть не во всех фильмах фестивальной программы. Здесь все определяет масштаб личности автора. Возможно, некоторым из них кажется, что они говорят о важном, но на самом деле темы мелковаты. Кроме того, часто обнаруживается фальшивая постановка задачи. И еще одна характерная черта: удручающее количество негатива. Режиссеры зачастую не понимают, что именно из-за этого нарочитого нагромождения страстей серьезного кино и не получается.

– Кинофестивали придуманы, с одной стороны, для поисков в области киноязыка и, с другой – как праздник, в котором участвует много людей. А зрители, как известно, любят жанровое кино, в котором киноязык зачастую далек от совершенства…

– Я помню время, когда не существовало разделения на жанровое и авторское кино. «Дорогу» Феллини показывали в обычном кинотеатре, и люди, которые там сидели, не были киноманами. Обычные люди шли по улице, заходили в кинотеатры и смотрели кино. Авторы фильмов никогда не думали о заработке. Прокат автоматически обеспечивал получение денег на кинопроизводство. Я думаю, что современного зрителя формирует не кино, а другие вещи – например реклама. Или, скажем, журналы, в которых рассказывается о личной жизни звезд. Люди читают их с упоением. И если в фильме нет артистки, о которой они знают, что у нее два любовника, четыре мужа и 158 наград, они на такой фильм не пойдут. Значит, нужно подавать то, что они съедят, потакая непритязательным вкусам. Таков результат коммерциализации кинематографа.

– В рамках фестиваля вы дали мастер-класс в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения. Как вам дается разговор с начинающими коллегами?

– Они говорили со мной часа два с большим интересом к операторской профессии, которая, кстати, сейчас находится на высоком уровне. Другое дело, есть ли у операторов возможность показать свои умения. Используются ли приемы операторской профессии там, где это существенно, – вот вопрос. В кино стало много разговоров. А если все построено на вербальном, что остается на визуальное?

– Вы как-то сказали: чтобы найти изобразительное решение картины, оператор и режиссер должны полюбить и понять друг друга. Легко ли вам было находить общий язык с такими разными режиссерами, как Кира Муратова, Георгий Данелия, Сергей Параджанов, Алексей Герман?

– С художниками работать легко. Трудно с графоманами и непрофессионалами. Я работал на разных студиях СССР. Ехал туда, где было интересное предложение, где мне нравился сценарий и личность режиссера. На «Грузия-фильме» снимал с Сергеем Параджановым «Легенду о Сурамской крепости». Потом дружил с ним лет двадцать. Счастье, что на моем жизненном пути встретился такой человек. Параджанов с утра до вечера жил художественной жизнью, образами, которые создавал. Я очень ценил возможность быть рядом, наблюдать процесс творчества и находить в нем источник вдохновения. Герман, Данелия, Муратова, Хамраев, Говорухин, Учитель, Соловьев – тоже художники. С ними легко, потому что мой художественный порыв находит отклик. А другая ситуация в работе бессмысленна.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Новое правительство Франции вряд ли будет радикально левым

Новое правительство Франции вряд ли будет радикально левым

Данила Моисеев

Макрон не принял отставку премьер-министра Габриэля Атталя

0
366
Информационную чистоту голосования обеспечат к 2026 году

Информационную чистоту голосования обеспечат к 2026 году

Дарья Гармоненко

За призывы не ходить на участки или портить бюллетень уже наказывают "Яблоко"

0
307
В Совет Федерации не пустят рядовых чиновников

В Совет Федерации не пустят рядовых чиновников

Иван Родин

Госдума вернулась к закону об отмене "ценза оседлости" для VIP-кандидатов в сенаторы

0
398
Эрдоган пытается погасить пожар на северо-востоке Сирии

Эрдоган пытается погасить пожар на северо-востоке Сирии

Игорь Субботин

Противники Асада потребовали от Турции гарантий в сфере безопасности

0
346

Другие новости