Эльдару Рязанову покоряются звезды.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Когда случается повод, как в эти дни, обратиться к полной фильмографии Эльдара Александровича, просто не веришь глазам своим: мог ли один человек создать такое количество абсолютных хитов, десятилетиями не сходящих с телеэкранов, обожаемых, растасканных на цитаты?! Чьи еще фильмы так любимы народом советским, российским? Разве что шлягеры Леонида Гайдая, а так конкурентов у нынешнего юбиляра нет, согласитесь.
Сегодня много призывов раздается взять под опеку молодых режиссеров – из ВГИКа они шагают в никуда, в лучшем случае – в производство телесериалов, а большое кино ими не интересуется, вот и пропадают таланты. Эльдар Рязанов закончил ВГИК как раз в период малокартинья, «Мосфильм» и ему объятий не распахнул. Пять лет этот молодой режиссер снимал на Центральной студии документальных фильмов сюжеты для киножурналов «Пионерия» и «Советский спорт», участвовал в создании очерков с не менее характерными названиями – например, «Дорога имени Октября». И ничего, не расплескал дарование. В 1956-м зоркий глаз руководителя «Мосфильма», «великого и ужасного» Ивана Пырьева выхватил Рязанова из рядов новичков. Начинающему постановщику был доверен сценарий веселой молодежной комедии. «Карнавальная ночь» – с юной Людмилой Гурченко, с Игорем Ильинским в роли товарища Огурцова, с песенкой про пять минут – стала частью того прорыва в советском кино, которое позже назовут оттепелью. В один год с ней вышла «Весна на Заречной улице» Марлена Хуциева и Феликса Миронера, потом грянули «Журавли» Калатозова и Урусевского – и хлынули на «Мосфильм», на другие союзные студии молодые силы, новые идеи.
Золотой период в творчестве Эльдара Рязанова (тут надо добавить – и его верного соратника, соавтора – драматурга Эмиля Брагинского) необычайно длинный – 60-е, 70-е, 80-е. «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы», «Служебный роман», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс» – лишь маленькая выборка из списка фильмов Рязанова этих лет. Он бы и продолжался, этот золотой период, но к началу 90-х киноиндустрию поразил коллапс. Немало фильмографий советских киноклассиков тогда и оборвалось. А Эльдар Рязанов все-таки продолжил снимать – пусть не с той периодичностью, продираясь сквозь новую экономическую и прокатную реальность. С 1991-го вышли его «Небеса обетованные», «Привет, дуралеи!», «Старые клячи», «Тихие омуты». И раньше его героев любили потому, что он сам их любил – недотеп и фанфаронов, чудиков и карьеристов (нежность и ирония в отношении к людям как таковым – на том стоит Рязанов-человек и Рязанов-режиссер). А персонажи постсоветских его картин оказались особенно нужны и важны им подобным – тем, кто родом из СССР, кто чувствовал себя в годы становления дикого капитализма потерянным, выброшенным на обочину жизни. В 2006-м мастер осуществил свою давнюю мечту – снял фильм про Ганса Христиана Андерсена. Про сказочника, чья жизнь была полна обид, горя и лишений. «Андерсен. Жизнь без любви» грустнее предыдущих фильмов Рязанова, да и эстетика его совсем другая, не похожая на привычный рязановский реализм. Что-то совершенно новое приоткрылось с «Андерсеном» в режиссере-мэтре – снова он нас удивил, продемонстрировал неисчерпаемые запасы фантазии. «Персонаж должен получиться весьма и весьма противоречивый», – предупреждал Эльдар Александрович интервьюера, еще когда «Андерсен» был в работе. «А вы разве не противоречивый?» – спрашивал журналист. «Нет. Я очень хороший и абсолютно цельный. А вот Андерсен очень разный», – отвечал Рязанов. Очень вы хороший, Эльдар Александрович, но и разный, как любой настоящий художник.
«НГ»