0
1549
Газета Кино Интернет-версия

08.11.2012 00:00:00

В ожидании своих королей

Тэги: белоруссия, кино, кинофестиваль


белоруссия, кино, кинофестиваль Гостей фестиваля встречали молодые люди в масках.
Фото с официального сайта фестиваля

Завтра в Минске подведет итоги 19-й Международный кинофестиваль «Листопад» – большой смотр с множеством толковых и даже стильных программ. С прокатом в Беларуси плохо так же, как практически везде на постсоветском пространстве, и потому «Листопад» пользуется у минчан авторитетом и спросом – в эти ноябрьские дни можно увидеть артхаусные новинки, документальное кино из разных стран, ретроспективы. А вот белорусского кино в конкурсе минского фестиваля нет (невелика доля участия Беларуси в картине Сергея Лозницы «В тумане», включенной в главное соревнование) – и это, увы, красноречивое свидетельство неблагополучия национального кинематографа.

Государства СНГ, страны Балтии и Восточной Европы – такова основная география поисков отборщиков «Листопада». В Минске постсоветский дискурс подкреплен контекстом жизни: красные перетяжки над главным проспектом напоминают: «7 ноября – день Октябрьской революции!», в зале Дворца Республики (там прошла церемония открытия) красуется лозунг «Вместе – за сильную и процветающую Беларусь!». Все здесь неминуемо обращает к прошлому – городской пейзаж и стиль общения продавщиц в магазинах. Но фестиваль же счастливо избег опасности стать Парком советского периода. Собранные в конкурсной программе фильмы из стран бывшего социалистического блока вступают в интересные переклички не по принципу общего прошлого, а по части пристального внимания авторов к человеку – маленькому, ищущему счастья и свободы.

Герои «Крутой Колки» латыша Юриса Пошкуса и экспериментального фильма «Я тебя не люблю» наших соотечественников Александра Расторгуева и Павла Костомарова – нестоличные парни и девчонки. Живется им не слишком сладко – у одних нет работы, другие меняют ее часто, но интересной не находят. Собираются на вечеринки-пьянки, выясняют отношения, отрабатывают любовные сюжеты в соответствии с возрастом. В «Барбаре» немца Кристиана Петцольда и в «Студенте» казаха Дарежана Омирбаева отдельные личности замахиваются на противостояние системе – героиня немецкой ретроистории рвется из ГДР в ФРГ, а персонаж Омирбаева – современный казахский Раскольников – проводит одиозный эксперимент «тварь ли я дрожащая, или право имею?». Бурными аплодисментами завершился в Минске показ словацкой картины «Абрикосовый остров» Петера Бебьяка – действительно будоражащей любовной драмы про женщину, что внесла в одну семью счастье и беду и сама же стала жертвой рока.

Пока в фестивальном зале идут фильмы из других стран, на славной минской студии «Беларусьфильм» вовсю снимаются российские сериалы. Странное впечатление: студия живет, бурлит (в павильонах громоздят декорации, мастера постпродакшна сидят за мониторами и колдуют над отснятым материалом, распаковывают коробки со свежезакупленными высокотехнологичными установками), а белорусских фильмов на выходе практически нет – ну, есть опять же сериалы, несколько наименований чего-то вроде народных комедий, фильмов для детей, а такого, что бы представляло страну на международной арене, нет. Бренды белорусской анимации и документалистики еще как-то держатся, не меркнут, а вот ярких и удачных игровых картин из Беларуси в последние годы не было. В отличие от большинства республиканских студий «Беларусьфильм» после распада СССР отлично сохранился. Коллекции военных костюмов, оружия Первой и Второй мировых войн поражают объемом, качеством и разнообразием. Кадры на «Беларусьфильме» классные – работящий молодняк и опытные мастера старшего поколения, российская киноиндустрия оценила их давно и прочно (к тому же снимать в Минске гораздо дешевле, чем в Москве). Но этот феномен сохранности и востребованности сыграл с «Беларусьфильмом» не слишком добрую шутку – пока сохраняли студию как полноценную кинофабрику, упустили художественную составляющую собственного кинопроцесса.

Минск

В ожидании новых кадров

Олег Сильванович (генеральный директор киностудии «Беларусьфильм»):

«Беларусьфильм» – государственная киностудия, но мы не существуем за счет госфинансирования. Участвуем в конкурсе, выигрываем гранты на проекты. Как кинофабрика «Беларусьфильм» конкурирует с частными структурами. А мы ведь в отличие от них должны сохранить все большое хозяйство... Мы должны развивать киноотрасль, а частные структуры такими целями не задаются, они просто оказывают услуги. Если мы не создадим пространства для появления и старта новых режиссеров, их может вообще не появиться – задача национально-культурная, не просто бизнес. Существуем мы на прибыль от реализации продукта. А те деньги, что получаем от реализации, вкладываем опять в производство. Но поскольку мы национальная киностудия, государством принята серьезная инвестиционная программа реконструкции и технической модернизации «Беларусьфильма». Благодаря поддержке президента и правительства нам удалось выйти из кризиса. Мы сейчас создаем техническую базу, чтобы наладить прерванную связь времен. Надеемся осуществить это за счет прихода молодых. В 90-е годы был провал, тогдашние молодые вынужденно пропустили свой шанс. Сейчас же молодежь появляется, приходит из академии на студию. Пусть появится в белорусском кино хоть один яркий режиссер – и он подтянет умы, силы, вокруг него создастся среда. Она позволит появляться ярким произведениям. А пока мы стараемся наши съемочные группы пропускать через проекты ярких режиссеров со стороны – из России, Германии, Эстонии. Это позволяет нам протащить киностудию, накопить опыт в сфере создания кино. Мы как команда, которая тренируется в ожидании прихода тренера. Чтобы кто-то стал королем, надо сначала придворных воспитать…


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

0
1896
Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Георгий Соловьев

За Московской областью закреплено восстановление сотен объектов в Донбассе и Новороссии

0
1782
Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Обозревателю Отдела международной политики "НГ", Владимиру Александровичу Скосыреву исполняется 90 лет

0
2906
Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
4013

Другие новости