Остальные трое – в уборной.
Кард из фильма «Пять звезд»
Когда фильмов в стране производится мало, а хороших вообще столько, что пальцев на руке хватит пересчитать, фестивальное право «первой ночи» переживает жуткий кризис. Уважающие себя смотры хотят брать в конкурс лишь не засвеченные ранее картины. И ищут таковые буквально с фонарем, заходя и на территории отнюдь не элитарного кино.
Уже который год подряд в выборгском конкурсе оказываются фильмы откровенно коммерческие, ориентированные на показ в досуговых мультиплексах или в телевизионном эфире выходного дня. Обалделые от неожиданного приглашения на фестиваль авторы такого кино честно предупреждают критиков на пресс-конференциях: мы свое кино снимали для зрителей, а не для вас, и ни на какие фестивали не рассчитывали. Возразить им нечего. Но и кино их смотреть тяжело – ведь в фестивальном зале нет пульта, на другой канал не перескочишь. Вопрос скорее к руководству смотра: может, не подтягивать конкурс за уши к заветному числу? Есть пять более или менее достойных картин? Пусть они и соревнуются за призы. Есть три? Значит, такова реальность сегодняшнего дня, и лучше честно в этом признаться, чем симулировать полноценный конкурс.
С признаний, что, мол, не виноватые мы, не для вас снимали, начали свою пресс-конференцию и авторы фильма «Пять звезд» – режиссер Вячеслав Яковлев и драматург Наталья Землякова. Их камерный в смысле постановочного масштаба фильм – квинтет исполнительниц разного возраста и калибра: вокруг Елены Яковлевой собраны Татьяна Лютаева, Анфиса Чехова, Марина Блейк и юная Анна Михайловская. Место действия – роскошный сортир фешенебельного ресторана. За полтора часа в нем развиваются интриги, терпят крушение иллюзии, судьбы делают неожиданные виражи. Пятерых посетительниц дамской уборной объединяет то, что в разное время и в разной степени они побывали дамами сердца одного мужчины – владельца этого самого ресторана. Сценарий «Пяти звезд» основан на пьесе Натальи Земляковой, как, например, основаны на пьесах и даже спектаклях киноопусы Квартета «И» «О чем говорят мужчины» и «О чем еще говорят мужчины». Это все произведения, по которым можно изучать сознание, психологию наших современниц, составляющих целевую аудиторию глянцевых журналов. В фильме Яковлева, кстати, дело и кончается журналом! Пособачившись, даже помутузив друг друга, соперницы приходят к расхожему мнению, что все мужики – сволочи и нечего класть свои жизни ковриком под их ноги. Жены (бывшая и настоящая), сексапильная секретарша, тайная любовница-змея и свеженькая дурочка, только подъехавшая в столицу из Вологды – все они сливаются в едином порыве дружбы и вдохновения и тут же, в сортире, приходят к решению… издавать женский журнал «Пять звезд».
«Говорю вам честно: для меня сейчас самое важное – отбить вложенные в фильм деньги, – на голубом глазу признался режиссер Яковлев. – Ведь если не отобьешь, не на что будет снимать следующий фильм». Все кинодеятели сегодня только и думают, как бы так нам обустроить индустрию, чтобы российское кино отбивало вкладываемые в него деньги. Творческие амбиции авторов не приемлют претензий «снимайте так, чтобы зритель шел на ваши фильмы», ибо принято думать, что публика… не то чтобы дура, но просто не готова воспринимать «умное» и «сложное». Беспокойство создателей «Пяти звезд», думается, лежит лишь в области цифр – удастся ли продать за столько или придется чуть уступить, но покупатель-то уж точно найдется. Ведь сработано это кино по всем маркетинговым законам, в пятницу вечером на него пойдут (или сядут смотреть его у телевизора) все офисные труженицы, скучающие домохозяйки и работницы индустрии красоты. Худо-бедно, наберется на следующий фильм режиссера Яковлева. И будет он, например, о том, как коллектив новоиспеченного журнала преодолевает трудности производства и завоевывает читателя.
Вот и по поводу дебюта Сергея Комарова «Разговор» пришлось недоумевать – так ли уж было необходимо включать эту «пробу пера» в фестивальный конкурс? Тут тоже нашлось место стандартным страстям из тех, что любят обсудить с подругами женщины. Востребованный Гоша Куценко играет порывистого, нервного человека, который вроде и любит до безумия свою жену-модель, но и издевается над ней по известному русскому сценарию: когда-то отправил на аборт, а теперь спохватился, хочет, чтоб жена родила сына, пьет и бьет, а наутро просит прощения и обещает исправиться… Сделано все это очень наивно, с серьезным пафосом, рождающим смех там, где подразумевались слезы. Визуальное решение картины таково, что кажется моментами, будто смотришь длинный клип, а актерская игра аляповата, не отмечена следами какой-либо работы режиссера с этими самыми актерами. Страшновато становится, когда смотришь эти фильмы и вспоминаешь, что идут они все под слоганом выборгского фестиваля: «Российское кино – прогноз на завтра»…
Выборг