0
2206
Газета Кино Интернет-версия

24.07.2012 00:00:00

Будущее за окнами лимузина

Тэги: кино, премьера


кино, премьера Герой-миллиардер – на пути из миллиардеров в «люди»...
Кадр из фильма «Космополис»

Этот медленный и тоскливый фильм-апокалипсис пошел у нас в мультиплексах – букеры, видимо, решили, что народ валом повалит на «сумеречного» красавца Роберта Паттинсона, который сыграл здесь меланхоличного миллионера. Но народ (мною обнаруженный в воскресном кинозале спального района в количестве… четырех человек) полчаса недоуменно ворчит, а потом просто покидает зал, усевая свой путь в темноте недоеденным попкорном.

Досматривала «Космополис» я одна. И, надо сказать, немало способствует массовому исходу из зала редкостно неудачный дубляж картины. Кажется, наши специалисты решили облегчить себе задачу и максимально приглушили все звуковые пласты, кроме основного текущего диалога. А фильм «говорильный», и в итоге не покидает ощущение, будто со звуком какие-то неполадки: текст-то слышишь, но мир на экране глух. Впрочем, и к тексту есть много вопросов. Почему бы, например, не задействовать в процессе перевода на русский редактора, который вряд ли оставит пассажи вроде тех, что проскакивают в разговоре утонченных супругов: «Кто играет в той пьесе?»

28-летний миллионер Эрик Пэкер целый день с кем-то разговаривает. С финансовыми аналитиками, с охранником, с молодой женой. Его бронированный белый лимузин движется по Манхэттену со скоростью метр в полчаса. «Президент в городе!» – привычно цедит телохранитель, объясняя причину транспортного коллапса. К тому же хоронят мегапопулярного чернокожего певца, гуру «суфийского рэпа» – процессия порядком запрудила город. Но есть еще кое-что, из-за чего в воздухе висит и уплотняется ощущение надвигающегося конца. С биржевых высот доносятся тревожные слухи о странном курсе юаня, а на улицы выходит все больше маргиналов и радикалов. Неуязвимая машина Пэкера рассекает агрессивную толпу, плывет, как герметичная подлодка, сквозь стихию, но драгоценный пассажир совсем не чувствует себя в безопасности. Мир меняется на глазах, и что уж тут уповать на пуленепробиваемые стены.

«Космополис» Кроненберга снят по одноименному футурологическому роману Дона Делилло. Книга вышла в 2003-м, и сегодня можно сказать, что кое в каких направлениях оказалась провидческой. Кто знает, может, вот так раскачивала какой-нибудь фешенебельный лимузин лондонская толпа летом 2011-го, а его владелец сидел внутри и холодел от встречи с грозной, иррациональной силой, с толпой не то чтобы голодных, но раздраженных слишком уж явным разрывом в уровнях жизни. То, что в начале века мерещилось как фантастика, есть во многом наша реальность. («Будущее становится настырнее», – отмечает в фильме несколько растерянная тетенька, финансовый аналитик классической закалки.) Наши города блокированы, когда едут президенты. Наши города блокированы, когда по ним маршируют миллионы несогласных. В «Космополисе» орудуют группировки протестантов-акционистов: врываются в рестораны и подбрасывают посетителям в тарелки дохлых крыс. Так и мы можем похвастаться: есть нестандартные формы протеста…

Если футурология Делилло с такой неприятной неизбежностью претворяется в жизнь, то каков же прогноз на завтра – можете спросить вы. Но в том-то и дело, что нет в финале ни зрелищного конца света (вроде гениальной метафоры Антониони в «Забриски Пойнт», когда вся американская вещность разлетается от мощного взрыва и парит где-то уже там, в невесомости), ни, наоборот, духоподъемного хеппи-энда, как в истории нашего топ-менеджера – меланхолика Макса в фильме Романа Прыгунова «Духless». «Космополис» резонирует с чувствами и размышлениями тех, кто будущего боится, потому что предчувствует: оно будет каким-то нереально другим. Тем, кто идет в кино за развлечением и отвлечением, вряд ли стоит смотреть новый фильм Дэвида Кроненберга (даром что в нем задействован герой девичьих грез Роберт Паттинсон). Но даже киноману «Космополис» дается нелегко: на каком-то этапе внимание ускользает, тотальная «говорильня» дается тяжело. В картине всего несколько объектов – лимузин, кафе, интерьер заброшенного офиса, в котором проходит программный финальный диалог Эрика с убийцей. Оба понимают, что старому миру, в котором они были разведены по разным стратам, приходит конец – и говорят об этом на фоне пыльных древних компьютеров IBM, громоздких клавиатур, допотопных счетных устройств… Смысловые параллели и перпендикуляры Кроненберга считываешь, отдаешь должное его уму и градусу авторства, но чего-то его мрачной махине не хватает для полета.

Примечательно, что в этом году один за другим выходят и выйдут фильмы о блестящих молодых людях, рано достигших благополучия и столкнувшихся с разочарованиями и одиночеством:

«Космополис», реж. Дэвид Кроненберг (Канада) – фильм – участник основного конкурса 65-го Каннского кинофестиваля;

«Духless», реж. Роман Прыгунов (Россия) – фильм открытия 34-го Московского международного кинофестиваля;

«Великий Гэтсби», реж. Баз Лурман (США) – мировая премьера запланирована на 25 декабря 2012-го.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1629
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1401
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1263
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
892

Другие новости