0
1951
Газета Кино Интернет-версия

05.07.2012 00:00:00

Бабушка перформанса и просто человек

Тэги: кино, марина абрамович


кино, марина абрамович В перформансах Абрамович нет места для страха.
Кадр из фильма

Масштаб личности задает масштаб противоречивой реакции – закон жанра. Многие превозносят одну из главных перформансисток мира Абрамович, другие считают, она не в себе, и вопрошают: «Почему это называется искусством?» Режиссерский дебют оператора Мэтью Эйкерса, повторяя название – «В присутствии художника» – нашумевшей ретроспективы художницы 2010 года в нью-йоркском МоМА, которую осенью привозили в московский «Гараж», на этот вопрос пытается ответить документально. Лента взяла Приз зрительских симпатий на Берлинале, ее показали во внеконкурсной программе «8 1/2 фильмов» 34-го ММКФ, и сегодня она выходит в прокат. Появились ли в этом портрете Абрамович черты, которые мы не замечали в арт-диве прежде?

Документальный формат показал, как духовный эксгибиционизм превращает человека в художника – а может, художника в человека, это как посмотреть. В 2011-м на Манчестерском фестивале она уже сыграла себя мертвую в опере Роберта Уилсона «Жизнь и смерть Марины Абрамович», а впереди у нее – строительство двух центров перформанса на двух континентах – в черногорском Цетине и в Хадсоне, близ Нью-Йорка. Но это – уже дела за временными рамками фильма. Там биография Абрамович разворачивается в девятимесячных скобках подготовки и работы выставки в МоМА: в период «вынашивания» нового укладывается предыдущая жизнь. Весь арсенал, увы, довольно банальных запросов к творческой личности – что ж ее до такой жизни довело – байопиком учтен. Не забыли детскую травму: в югославском юношестве родители, покорявшие карьерную лестницу, не жаловали дочь вниманием. Про взрослую психотравму тоже есть. Перебравшись в Европу, она повстречала художника Улая, вместе они работали, жили в «Ситроене», практически дышали в унисон, что видно в их небезопасных для здоровья и нервов перформансах. Даже родились в один день. Думали перформативно пожениться, пройдя с разных сторон навстречу друг другу по Великой китайской стене, да за годы согласования акции с Китаем отношения расстроились – в итоге встреча стала не запятой, а точкой. После таких душевных заноз было бы странно, если бы в фильме хоть мельком не упомянули про сеансы психоаналитика. В общем, предъявили все, что подозревает широкая публика о душевном устройстве артистической натуры. Можно перефразировать порядком, впрочем, навязшую в зубах толстовскую сентенцию о счастливых и несчастливых семьях: несчастные тоже бывают схожи меж собой.

Оригинальностью ходов режиссерский дебют Эйкерса не блещет. И не особенно углубляется в художественные дебри. Играючи обошлись без принесшего ей в 1997-м «Золотого льва» Венецианской биеннале политического перформанса «Балканское барокко» о югославской гражданской войне. Показывая перформанс с заживо погребенными под скелетами обнаженными, даже по касательной не затронули тему медитации, идущей от буддийских монахов. Они-то оставались возле умерших, дабы изжить страх смерти, и это известный нюанс к образу художницы и к образности ее творчества.

В остальном картина сработана вполне добротно. Она не только называется, но и снята в присутствии художника. Помимо интервью с куратором, ассистентами, зрителями и прочими заинтересованными персонажами львиную долю экранного времени озвучивает сама Абрамович. Это портрет – и парадный (слава, впечатляющая картинка с грудастой femme fatale, картинно отмокающей в ванной), и камерный (с человеком изможденным и страдающим) – но в любом случае комплиментарный. Кинополотно Эйкерс плетет перебивками обсуждений экспозиции, съемками очередей из жадных до посидеть-лицом-к-лицу с САМОЙ (в специально для МоМА придуманном перформансе «В присутствии художника»), из интервью и черно-белых флешбэков с документациями акций 1970-х и с детскими фотографиями. Все кругло, закольцованно – сценарий трудной, но востребованной жизни вырос в стройную конструкцию. Сдается, Эйкерс тут как адвокат оправдывает вообще-то не нуждающуюся в том арт-диву. Если на экране появится фотокарточка – мама на первый детский праздник нарядила Марину чертом, – так непременно аукнется фотосессией Абрамович, соблазнительно затянутой корсетом женщины-вамп с рожками. Если была сцена расставания с Улаем, так теперь его, потертого жизнью, предъявят как артефакт прошлого. Он-таки сядет напротив нее в том самом перформансе – у нее предсказуемо и мелодраматично побежит слеза, он с понимающей мудростью закивает головой.

В общем, на эту роль подошло бы немало людей, если бы не одно «но». Конечно, соскальзывая с уровня селебритиз на бытовой, иногда почти мелочный (они с Улаем – каждый один на один с камерой – не забыли прошлых измен друг друга), Эйкерс все же стремится к идеализации, почти к идолизации образа. До клише – всего ничего. Но режиссер балансирует, удерживается, вспоминая, зачем он здесь, и отвечая, искусство ли это? Акции Абрамович – сопротивление, испытание предела. Она не играет роль, а существует в искусстве, частенько рискуя жизнью. Профессионализм оператора сослужил Эйкерсу службу лучшую, нежели режиссерские амбиции – картинка эффектна. Абрамович в парижском бутике (такой ее, ходившую по московской гаражной выставке в рабочем комбинезоне, не видели – такой ее увидели со страниц светской хроники), она же утопает в красных подушках-одеялах (во-о-от – потрут руки убежденные в ее странности)… И в конце она испытывает публику «В присутствии художника» – в течение 736,5 часа неподвижной гонки на выносливость. А рефреном плывут крупные планы ее воспаленных, усталых глаз. То, что делает ее настоящей, а киноопусу не дает скатиться в пошлость.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ рассчитывает на голоса за "народных кандидатов"

КПРФ рассчитывает на голоса за "народных кандидатов"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Локальных лидеров общественного мнения позовут под партийную крышу

0
1038
В России предлагают ввести всеобщий инвестиционный налог

В России предлагают ввести всеобщий инвестиционный налог

Михаил Сергеев

0
2219
Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Екатерина Трифонова

Видеосвидания с подзащитными разрешены только в тюремных помещениях

0
1183
Минобороны РФ: Потери армии Украины на курском направлении за сутки составили до 210 военнослужащих

Минобороны РФ: Потери армии Украины на курском направлении за сутки составили до 210 военнослужащих

0
809

Другие новости